По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Введение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения

В работе рассматривается опыт введения системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении здравоохранения, которое оказывает людям первичную медико-санитарную стоматологическую помощь. Исследование было реализовано в Рязани, в городской стоматологической поликлинике № 3. В этой организации применяется трехуровневая система контроля. Внутренний контроль осуществлялся по медицинским картам стоматологических пациентов (ф. № 043/у). Было установлено уменьшение процента выявленных дефектов оказания помощи: в 2014 г. — 8,6 %, в 2016 г. — 7,4 %, несмотря на рост числа экспертиз по временным картам экспертной оценки (соответственно с 5114 до 5974). Введение такой системы контроля в функционирование стоматологической поликлиники оказало мотивирующее влияние на медицинский персонал: повысился уровень ответственности за оказание помощи пациентам. Стоит отметить, что осознание специалистом неотвратимости понижения размеров стимулирующих выплат по данным объективного контроля за каждый инцидент некачественного оказания помощи существенно увеличило ответственность каждого специалиста и повысило качество и уровень безопасности медицинской помощи. Дополнительные поощрения и стимулирующие выплаты за качество работы поспособствовали росту качества помощи: в 2016 и 2017 гг. не было предъявлено ни одной обоснованной жалобы со стороны пациентов. Опыт конкретного медицинского учреждения по использованию системы внутреннего контроля сейчас тиражируется на уровне региона: происходит его внедрение в работу учреждений здравоохранения для улучшения качества и повышения уровня безопасности их работы.

Распоряжением правительства РФ 24.12.2012 № 2511-р была утверждена и реализуется на уровне региона государственная программа «Развитие здравоохранения». Программа имеет целью обеспечение доступности бесплатных медицинских услуг и рост эффективности медицинской помощи, объемы, разновидности и качество которой должны быть в соответствии с уровнем заболеваемости и нуждами населения, а также передовыми достижениями науки на современном этапе.

Правовая основа для осуществления положений программы — требования федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» по реализации органами и организациями, включая структуры здравоохранительной сферы, внутреннего контроля качества и безопасности деятельности в порядке, который установлен руководителями соответствующих организаций и органов.

Ясно, что безопасная и качественная медицинская помощь невозможна в случае невыполнения порядков ее оказания, клинических рекомендаций по ведению пациентов, при недостаточной обеспеченности ресурсами, при несоблюдении должного объема, сроков, а также условий оказания и в некоторых других ситуациях, которые выявляются при введении системы контроля в организациях здравоохранения.

Поэтому основная цель контроля качества и безопасности медицинской деятельности — обеспечение прав граждан на получение медицинских услуг в необходимом объеме и надлежащем качестве на основании оптимизации применения потенциала кадров, материально-технической базы, использования новых технологий, лечение согласно клиническим рекомендациям, базирующиеся на доказательной медицине.

В перечень основных направлений внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности входят:

1. Реализация контроля качества оказываемых медицинских услуг.

2. Определение дефектов организации процессов диагностики и лечения, выявление причин, по которым они возникают.

3. Предотвращение, определение и пресечение нарушений требований к обеспечению качества безопасности медицинских услуг.

Для Цитирования:
Введение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения. Экономист лечебного учреждения. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: