Одной из важнейших тенденций образования XXI века является его гуманитаризация, учитывающая факторы духовности и нравственности в процессе формирования полноценной, разносторонне развитой личности. Такая необходимость, обоснованная в свое время такими философами, как И. Кант, Г. Риккерт, Д. Белл, Л. Уайт и др., поддерживается сегодня всеми, кто имеет непосредственное отношение к системе образования. По мнению современного социального философа И.М. Ильинского, «в правильной системе образования необходим баланс равновеликих и взаимодополняющих подсистем точных и естественных наук, с одной стороны, и общественных и гуманитарных — с другой. Сегодня утрачено правильное соотношение между этими подсистемами. Следует преодолеть недооценку общественного и гуманитарного знания в современном образовании и осознать дисбаланс подсистем как еще одну глобальную проблему человечества» [2].
Религиоведение зародилось на пересечении нескольких наук, сразу заявляя о свободе оценочных суждений относительно религии и рассматривая все составляющие и их специфику во всем их разнообразии в качестве компонента всемирной культуры. В таком своем замысле религиоведение знакомит с различными подходами к изучению религий, спецификой их возникновения, развития, бытования и не претендует на раскрытие сферы трансцендентального.
Необходимость изучения различных религий была очевидна уже довольно давно. Д.П. Маковицкий указывает на то, что термин «религиоведение» впервые был употреблен Л.Н. Толстым, писавшим, что «религиоведение — это целая наука, для которой даже названия нет», но которая необходима, поскольку «основные истины во всех религиях одни и те же» [4].
Научное изучение религии началось уже в XVIII–XIX веках в рамках исследований этнографии, филологии, истории, медиевистики, востоковедения и т.п. История становления религиоведения как учебной дисциплины в России началась во второй половине ХIХ века и спровоцировала негативные реакции богословов. В СССР религия трактовалась исключительно в идеологическом контексте до общеизвестной попытки И.В. Сталина в 1940-е и 1950-е годы использовать религию в государственных целях. Примерно в это время устанавливается и научная парадигма религиоведения, тем более что творческая интеллигенция в 1960-е годы стала интересоваться религиозной культурой.