В последнее время возрастает интерес к национальным культурным ценностям. В связи с этим молодые люди проявляют интерес и к религии. Правда, среди многонационального студенчества преобладают те, чье мировоззрение находится в процессе становления. Во многом этому способствует развитая система социальных сетей в Интернете, которая помогает социализации молодежи и влияет на формирование ее личностной составляющей.
В попытках найти те духовные основания, которые могут стать опорой в жизни, молодежь увлекается разнообразными религиозными течениями — как традиционными религиями, так и экзотическими культами. Нередко приобщению к последним способствуют вполне безобидные попытки приобщить студентов к международной культуре в виде проведения различных праздников, в основании которых лежит вера в сверхъестественное. Экстремистские организации также ищут единомышленников среди молодежи, чаще всего опираясь на неосведомленность, неопытность и идеологическую незрелость молодых людей.
В этих условиях темпы развития современного религиоведения и его включение в учебные планы вузов призваны соответствовать темпам культурно-религиозных изменений и присутствию религии в обществе [8, с. 7–291]. По нашему мнению, есть несколько причин, по которым в высшей школе важно ввести курс религиоведения [7, c. 857]. Во-первых, обучение в вузе должно способствовать формированию мировоззрения у студентов. Во-вторых, введение курса может способствовать повышению культуры молодежи в целом. В-третьих, курс призван способствовать развитию толерантности [9].
В соответствии с принципом светскости, который, к сожалению, законодательством не поясняется, курс религиоведения должен быть максимально нейтральным по отношению к любой религии и объективным. Принцип гносеологического нейтралитета соблюсти вполне реально, но для его реализации необходимо приложить к курсу широкий спектр знаний, которые в дальнейшем сделают возможной осознанность выбора мировоззренческих позиций. Важно понимать, что атеистический подход не равноценен нейтральному, так как ставит своей целью опровержение истинности любой религии, а нейтральная позиция вопросы истинности не рассматривает. Теологический взгляд далек от принципа светскости, что, кроме всего прочего, нарушает основные принципы Конституции РФ. При этом теологический взгляд также не равноценен нейтральному — он возможен только либо в однородном (в религиозном плане) обществе, либо среди профессионалов и слушателей богословских учреждений. Вот почему так важно исключить возможность подмены курса изучения религии курсом катехизации, на котором настаивают православные верховные власти, игнорируя конституционный принцип светскости в образовании и пользуясь расплывчатостью формулировок Закона «Об образовании», объединившего в ст. 87 особенности изучения основ духовно-нравственной культуры и специфику получения теологического и религиозного образования [1, ст. 87].