По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.8

Введение курса религиоведения в образовательные программы высшей школы: законодательный аспект

Белякова Елена Вячеславовна выпускница кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», направление «Культурология» Россия, 129366, Москва, Ракетный б-р, д. 13, к. 2, кв. 46, e-mail: lena.belyakova@gmail.com

В статье рассматриваются условия введения предмета «Религиоведение» в вузах, законодательная база, регулирующая процесс реализации курса. Анализируются некоторые трудности, возникающие в процессе реализации этой программы, и предлагаются пути их решения.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=140174;dst=100002#06955600414173777.

2. Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих программы общего образовании, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312». — URL: https://legalacts.ru/doc/prikazminobrnauki-rf-ot-01022012-n-74/.

3. Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». — URL: https://legalacts.ru/doc/ prikaz-minobrnauki-rossii-ot-18122012-n-1060/.

4. Письмо Минобрнауки России от 21.04.2014 № 08-516 «О реализации курса ОРКСЭ». — URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnayashkola/orkse/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot21-04-2014-g-08-516.html.

5. Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015 № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ». — URL: https://rulaws.ru/acts/PismoMinobrnauki-Rossii-ot-31.03.2015-N-08-461/.

6. Ильинский И.М. О «Правильном образовании» для России XXI века // Знание. Понимание. Умение. — 2016. — № 3. — URL: http://journals.mosgu.ru/zpu/article/ view/301.

7. Красников А.Н. Религиоведение // Религиоведение: Энциклопедический словарь. — М.: Академический проект, 2006. — С. 857.

8. Маковицкий Д.П. Дневник / Д.П. Маковицкий. У Толстого, 1904–1910: «Яснополянские записки»: В 5 кн. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. Кн. 3: 1908–1909 (январь — июнь). — М.: Наука, 1979. — С. 7–291.

9. Эко У. Миграция, терпимость и нестерпимое. Пять эссе на темы этики. — URL: https://fi l.wikireading.ru/40271.

В последнее время возрастает интерес к национальным культурным ценностям. В связи с этим молодые люди проявляют интерес и к религии. Правда, среди многонационального студенчества преобладают те, чье мировоззрение находится в процессе становления. Во многом этому способствует развитая система социальных сетей в Интернете, которая помогает социализации молодежи и влияет на формирование ее личностной составляющей.

В попытках найти те духовные основания, которые могут стать опорой в жизни, молодежь увлекается разнообразными религиозными течениями — как традиционными религиями, так и экзотическими культами. Нередко приобщению к последним способствуют вполне безобидные попытки приобщить студентов к международной культуре в виде проведения различных праздников, в основании которых лежит вера в сверхъестественное. Экстремистские организации также ищут единомышленников среди молодежи, чаще всего опираясь на неосведомленность, неопытность и идеологическую незрелость молодых людей.

В этих условиях темпы развития современного религиоведения и его включение в учебные планы вузов призваны соответствовать темпам культурно-религиозных изменений и присутствию религии в обществе [8, с. 7–291]. По нашему мнению, есть несколько причин, по которым в высшей школе важно ввести курс религиоведения [7, c. 857]. Во-первых, обучение в вузе должно способствовать формированию мировоззрения у студентов. Во-вторых, введение курса может способствовать повышению культуры молодежи в целом. В-третьих, курс призван способствовать развитию толерантности [9].

В соответствии с принципом светскости, который, к сожалению, законодательством не поясняется, курс религиоведения должен быть максимально нейтральным по отношению к любой религии и объективным. Принцип гносеологического нейтралитета соблюсти вполне реально, но для его реализации необходимо приложить к курсу широкий спектр знаний, которые в дальнейшем сделают возможной осознанность выбора мировоззренческих позиций. Важно понимать, что атеистический подход не равноценен нейтральному, так как ставит своей целью опровержение истинности любой религии, а нейтральная позиция вопросы истинности не рассматривает. Теологический взгляд далек от принципа светскости, что, кроме всего прочего, нарушает основные принципы Конституции РФ. При этом теологический взгляд также не равноценен нейтральному — он возможен только либо в однородном (в религиозном плане) обществе, либо среди профессионалов и слушателей богословских учреждений. Вот почему так важно исключить возможность подмены курса изучения религии курсом катехизации, на котором настаивают православные верховные власти, игнорируя конституционный принцип светскости в образовании и пользуясь расплывчатостью формулировок Закона «Об образовании», объединившего в ст. 87 особенности изучения основ духовно-нравственной культуры и специфику получения теологического и религиозного образования [1, ст. 87].

Для Цитирования:
Белякова Елена Вячеславовна, Введение курса религиоведения в образовательные программы высшей школы: законодательный аспект. Ученый совет. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: