Непрерывное образование взрослых уже достаточно давно рассматривается как важнейший фактор экономического развития и социального благополучия населения большинства стран. В Германии и Франции уровень ежегодного участия населения в обучении достигает 52%, в Австрии и Норвегии — 60%, в Швеции — 64%, в Швейцарии — 70% [6].
Чем более современные технологии используются в производстве, чем выше производительность труда, тем чаще предприятия и сами работники прибегают к обновлению своих навыков и квалификаций. Как показывают исследования, масштабы дополнительного профессионального образования связаны с уровнем экономического развития стран и территорий (валового регионального продукта), в том числе и регионов Российской Федерации [8, 12]. Россия, несмотря на некоторый рост за последние 10 лет масштабов обучения взрослого населения, почти в 3 раза отстает по этому показателю от развитых стран ОЭСР (см. рис. 1).
В структуре образовательных программ, обеспечивающих обновление навыков, растет доля коротких программ и курсов повышения квалификации. Наблюдается и рост обучающихся, проходящих переподготовку. Доля слушателей, получающих новую профессию в результате профессионального обучения, снизилась почти вдвое. Это связано с тем, что взрослые предпочитают получать документы об образовании, выдаваемые университетами или специализированными учебными центрами крупных компаний, рассматривая их как более статусные [7].
Результаты наблюдений показывают, что переподготовка зачастую заключается в прохождении нескольких коротких программ [9]. В условиях дефицита доступных программ переподготовки большинство сотрудников компенсирует недостаток формального обучения, предпочитая учиться на рабочем месте, в том числе с помощью наставников и внутренних тьюторов компании. Такие форматы обучения работники расценивают как наиболее эффективные (см. рис. 2).
Стоит также отметить, что переподготовка традиционно носит характер антикризисной меры для экономического развития территорий. Как показывает анализ открытых статистических данных, доля переподготовки в структуре обучения взрослых оказывается выше в регионах с низким уровнем экономического развития и производительности труда, поскольку служит целям перезапуска отдельных отраслей региональной экономики и ее структурной трансформации.