Участники дискуссии обсудили, как преодолеть разрывы в подготовке выпускников, когда они фактически не готовы приступить к работе, а работодатель вынужден переучивать молодого специалиста; как мотивировать преподавателей на то, чтобы профессиональное воспитание и развитие вместе с профессиональным обучением давали конкретные результаты по профессионализации обучающихся, измеряемые успешностью трудоустройства выпускников по специальности; как должен строиться учебный процесс в вузе, чтобы на ранних этапах решались проблемы ранней профессионализации; какие методики объединяют задачи профессионального обучения, воспитания и развития в одно целое.
Как заметил Святослав Сорокин, заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ, система высшего образования ежегодно выпускает порядка миллиона специалистов, но порядка 25% выпускников вузов в течение года после окончания обучения официально не находят работы. При этом огромное количество специалистов трудоустраиваются не по той специальности, которую они получают в вузе. В основном это касается выпускников педагогических и инженерных направлений подготовки. «Это действительно серьёзная проблема, поскольку на подготовку специалистов выделяется большое количество бюджетных средств, а тот результат, который ожидается, остаётся не вполне достижимым», — подчеркнул С. Сорокин.
Минобрнауки ведёт системную работу для решения этой проблемы. В частности, были внесены изменения в законодательство по регулированию норм целевого обучения и приёма в вузы. Начиная с 2014 г. обязательства по целевому обучению, которые берут на себя вузы и работодатели, гарантируют выпускникам трудоустройство по окончании обучения и наличие мер дополнительной социальной поддержки. Это могут быть дополнительные стипендии, компенсации, связанные с прохождением практики на базе предприятий-партнёров. Но определённые обязательства накладываются и на обучающегося. В случае если выпускник отказывается от трудоустройства, он должен в двойном размере выплатить все те средства, которые были затрачены предприятием на его подготовку. Этот комплекс мер, по мнению представителя Минобрнауки, может значительно улучшить трудоустройство выпускников на предприятиях.