По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 343.1

Вуз и научно-педагогические работники: цена вопроса

Лебедев В. А. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник ОНЦ «Кибернетика» ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36
Лебедева Е. И. канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России E-mail: avpra@mail.ru

Рассмотрены практические вопросы оптимизации численности научно-педагогических работников бюджетных вузов для достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников учреждений и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597. Проведен сравнительный анализ норм трудового и гражданско-правового законодательства, регулирующего педагогическую деятельность.

Литература:

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.06.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.09.2017).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 21.12.2001 (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.09.2017).

3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.09.2017).

К 2018 году в бюджетных учреждениях в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 [3] должно быть обеспечено достижение целевых значений соотношения средней заработной платы работников учреждений и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации: заработная плата преподавателей вузов, научных сотрудников, врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг), должна составлять 200% средней заработной платы в субъектах Российской Федерации.

Бюджетные вузы вынуждены идти на непопулярные меры, которые связаны с оптимизацией штатной численности научно-педагогических работников (НПР). При этом средняя заработная плата указанного контингента рассчитывается по душевому принципу и только на штатных работников, что позволяет искусственно «подтянуть» этот показатель до нужного уровня.

Такая оптимизация в результате приводит к тому, что структурным подразделениям, обеспечивающим учебный процесс, не хватает НПР для бесперебойного выполнения учебной нагрузки. Кроме того, в таких условиях значительно увеличивается нагрузка штатных НПР.

Чтобы сохранить показатели, вуз оформляет гражданско-правовые договоры со специалистами, в том числе и с теми, которые ранее были выведены за штат. Можно ли в таком случае ставить вопрос о неправомерных действиях вуза или все-таки интересы и вуза, и работников, и государства соблюдены?

К сожалению, вуз, не задумываясь о правовой природе фактически возникающих отношений, настаивает на том, чтобы привлекать специалистов на основании гражданско-правовых договоров, а это в отсутствие характерного для трудовых отношений контроля приводит к потере качества оказываемых специалистом образовательных услуг.

Гражданско-правовые договоры, которые заключают со специалистами на оказание услуг, в частности по обучению студентов и (или) методическому сопровождению учебного процесса, регламентированы ст. 779–783 ГК РФ [1]. Условия договора, которые согласовывают стороны (вуз и специалист-исполнитель), включают:

Для Цитирования:
Лебедев В. А., Лебедева Е. И., Вуз и научно-педагогические работники: цена вопроса. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: