В первой половине декабря 2017 г. в Буэнос-Айресе состоялась 11-я Министерская конференция Всемирной торговой организации (МК-11). Напомним, что такие конференции организуются раз в два года, являются высшей инстанцией ВТО и потому неизменно рассматриваются как крупное событие в сфере международных экономических отношений. Некоторые из них заслуживают отдельного упоминания.
Первая Министерская конференция ВТО была созвана в 1996 г. в Сингапуре, и с ней связана инициатива внесения в повестку торговых переговоров так называемых «Сингапурских вопросов» (инвестирование, конкурентная политика, транспарентность правительственных закупок, упрощение процедур торговли). 4-я Конференция, состоявшаяся в столице Катара, Дохе, в 2001 г. дала старт Дохийскому раунду торговых переговоров, которых не завершен до сих пор. 5-я конференция в Канкуне в 2005 г. завершилась провалом, от которого фактически ведется отсчет кризиса Доха-раунда. Знаменательной для России явилась 8-я Министерская конференция в декабре 2011 г., утвердившая пакет документов о присоединении РФ к ВТО. С 22 августа 2012 г. Россия участвует в высших форумах организации как полноправный член.
На МК-11 в Буэнос-Айрес прибыло около 4000 представителей из 164 стран-членов. Общее же число делегаций, включая международные и неправительственные организации, составило 176. Результаты конференции на первый взгляд оказались не столь значимыми и весомыми, особенно в сравнении с двумя предыдущими, о которых стоит сказать отдельно.
Итогом 9-й Министерской конференции на о. Бали стало подписание десяти документов по трем важнейшим темам: упрощение процедур торговли, некоторые вопросы сельского хозяйства, включая продовольственную безопасность, и вопросы развития. Наиболее значимым несомненно считается Соглашение по одному из упомянутых выше «Сингапурских вопросов» — об упрощении процедур торговли (Trade Facilitation Agreement — TFA). TFA стало первым многосторонним соглашением в рамках ВТО за почти 20 лет существования этой организации, пополнив правовой пакет Уругвайского раунда, что, безусловно, дает право считать 9-ю Министерскую конференцию успешной.