По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 623.437.42 DOI:10.33920/sel-10-2412-02

Встречно-поршневой двигатель пониженного трения для средств малой механизации

Федоткин Р. С. канд. техн. наук, доцент, E-mail: fedotkin@rgau-msha.ru, кафедра тракторов и автомобилей, ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА им. К. А. Тимирязева
Анашин Д. В. ст. препод., E-mail: anashin@rgau-msha.ru, кафедра тракторов и автомобилей, ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА им. К. А. Тимирязева
Дудин Д. М. ассистент, E-mail: d.dudin@rgau-msha.ru, кафедра тракторов и автомобилей, ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА им. К. А. Тимирязева

В статье представлено обоснование параметров и режимов работы гибридного встречно-поршневого двигателя. Рассмотрены проблемы работы традиционных 4-тактных двигателей и предложена схема работы встречно-поршневого движения поршней ДВС для сельскохозяйственной самоходной техники: мотокультиваторов, газонокосилок, снегоуборщиков и т. д., а также технологический процесс производства двигателей и варианты оптимизации конструкции для сокращения времени на производство.

Литература:

1. Трухачев В. И. Развитие автотракторного машиностроения на современном этапе / В. И. Трухачев, О. Н. Дидманидзе, Р. С. Федоткин // Чтения академика В. Н. Болтинского: Сборник статей, Москва, 17–18 января 2024 г. — М.: РГАУ, Сам Полиграфист, 2024. — С. 32–42.

2. Современная агроинженерия / В. И. Трухачев, О. Н. Дидманидзе, М. Н. Ерохин и др. — М.: Мегаполис, 2022. — 413 с.

3. Анашин Д. В. Двигатель для автоматического устройства кошения травы / Д. В. Анашин // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей внутреннего сгорания: Материалы XIV Международной научно-практической конференции «Наука — Технология — Ресурсосбережение», Киров, 8 февраля 2021 г. — Киров: ФБГОУ ВО «Вятский государственный агротехнологический университет», 2021. — Вып. 17. — С. 19–22.

4. Предпосылки создания сельскохозяйственного трактора с гибридным и электрическим приводом / О. Н. Дидманидзе, Р. С. Федоткин, В. А. Крючков и др. // Транспортное дело России. — 2024. — № 1. — С. 307–311.

5. Анашин Д. В. Двигатель внутреннего сгорания // Патент РФ № 2484270 C2, МПК F02B 75/28, F01B 7/04. № 2011126257/06. Заявл. 27.06.2011. Опубл. 10.06.2013.

Главным трендом развития сельскохозяйственного производства сегодня является обеспечение продовольственной безопасности страны, которой невозможно достичь без современной автотракторной техники, сельскохозяйственных машин и оборудования. Большинство современных тенденций развития сельскохозяйственной самоходной и роботизированной техники сводятся к обеспечению экологической безопасности за счет снижения вредных выбросов отработавших газов двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и углеродного следа, повышения энергоэффективности и обеспечения рационального природопользования [1, 2].

Таким образом, несмотря на развитие тенденции постепенного перехода тяговых и транспортных машин от ДВС к гибридным и комбинированным энергоустановкам, а также к автоматизированному электроприводу, направление ДВС остается актуальным и востребованным.

Методы исследования — анализ научно-технической литературы, научных публикаций, патентов в области двигателестроения.

В настоящее время повсеместно ведутся разработки технологий и технических средств применения альтернативных видов топлива в ДВС, включая растительные масла, водород, синтез-газы и пр. Сегодня отработаны конструкции систем питания газодизельного типа и технические средства применения отходов сельскохозяйственного производства в качестве топлива. Продолжаются разработки, связанные с повышением надежности ДВС, совершенствованием их компоновочных и кинематических схем. Особенно актуально направление снижения динамической нагруженности ДВС и повышения его КПД. В частности, этого можно достичь за счет минимизации горизонтальной составляющей силы давления газов в цилиндре двигателя (рис. 1).

Анализ состояния вопроса показал, что одним из путей решения необходимости обеспечения сельскохозяйственной техники энергоустановками может стать создание модульного двигателя. Разработанная конструкция ДВС для сельскохозяйственной самоходной техники, используемой в приусадебных хозяйствах, позволит обеспечить рынок мотокультиваторами, газонокосилками, снегоуборщиками и пр. Ограничивающими факторами при проектировании нового двигателя являются: возможность производства двигателя на общедоступном технологическом оборудовании; многотопливность эксплуатации (бензин, газ); низкие эксплуатационные затраты; высокие экологические требования [3].

Для Цитирования:
Федоткин Р. С., Анашин Д. В., Дудин Д. М., Встречно-поршневой двигатель пониженного трения для средств малой механизации. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: