По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

ВСМ в Казахстане и Узбекистане

В Казахстане и Узбекистане есть своя сеть скоростных железных дорог, по которой ходят быстрые поезда испанского производства. Причем это не один маршрут, а несколько разных. Успехи этих стран впечатляют, однако, к сожалению, это капля в море. Сеть больше не развивается, а поезда идут не так быстро, как могли бы.

Скоростной поезд в Узбекистане называется Afrosiyob (Афросиаб). Он так назван в честь царя древнего городища Афрасиаб, расположенного на северной окраине современного Самарканда.

Поезда курсируют по маршрутам из Ташкента через Самарканд в Карши и Бухару.

Проект начали реализовывать в 2009 году, а первых высокоскоростной электропоезд прибыл в страну из Испании в 2011 году. Во время тестовой поездки поезд разгонялся до 253 км/ч, однако в эксплуатации самая высокая скорость на сегодняшний день 230 км/ч.

В том же 2011 году «Афросиаб» начал выполнять коммерческие рейсы. В 2015 году маршрут был продлен до города Карши, а с 2016 года — до города Бухары.

Всего на данный момент у Узбекских железных дорог шесть составов, поставлявшихся парами в 2011, 2017 и 2021 годах. Каждый состав имеет 286 посадочных мест, в него входят вагоны VIP-, бизнес- и эконом-классов, а также вагон «Бистро».

В 2022 году сообщалось, что железные дороги Узбекистана получат еще четыре поезда Talgo в 2023–2024 годах. Однако поставки пока не начались.

В то же время в октябре 2024 года стало изветно, что компания Hyundai Rotem намерена запустить производство электропоездов в Узбекистане. Ранее был заключен договор на поставку корейской компанией шести составов для скоростного маршрута Ташкент — Хива (это за Самарканд). Электропоезд будет называться «Джалаладдин Мангуберды». После его запуска, как ожидается, из Ташкента до Хивы можно будет доехать за 7 часов (сейчас — более полсуток).

На данный момент ежедневно совершается 12 рейсов шестью скоростными поездами Afrosiyob.

Однако, как пишут местные СМИ, билеты на поезд крайне сложно достать из-за предварительного бронирования иностранными туристическими группами, а также местными перекупщиками. В результате узбекские налогоплательщики практически не получают выгоды от инвестиций в железнодорожный транспорт. В то же время перевозчик опровергает подобные обвинения, объясняя, что перекупщики не могут спекулировать билетами из-за того, что они именные.

Для Цитирования:
ВСМ в Казахстане и Узбекистане. Железнодорожник. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: