Виталий Баган, проректор по научной работе Московского физико-технического института:
— Система физтеха была предложена тремя нашими легендарными академиками, лауреатами Нобелевской премии Капицей, Семеновым и Ландау. Она была действительно инновационной на то время. И суть этой системы состояла в трех принципах, которые здесь изложены. Самым нетривиальным было то, что в советское время эта система соединяла выпускника с работодателем фактическим. То есть прикладные НИИ и институты, академии наук внедрялись в систему подготовки университета. Такой системы не было на Западе, там все это было выстроено через лаборатории внутри университета. И, конечно, не было в других университетах Советского Союза того времени. Результатом такого внедрения конечного потребителя кадров в процесс подготовки студентов стало то, что технические специальности на физтехе преподавали нобелевские лауреаты в технических специальностях.
<…> МФТИ на сегодняшний день является одним из лидеров в стране по подготовке кадров. Мы первые по уровню вступительного ЕГЭ (средний балл 97,1). Средняя зарплата выпускников, по информации нового рейтинга «Супер Джоб», идущих работать в IT, составляет в среднем 270 тыс. рублей. И здесь мы скорее видим свою задачу в том, чтобы работать против этого тренда и чтобы не все выпускники физтеха уходили в IT. Мы видим своей ключевой задачей подготовку не только кадров для индустрии информационных технологий, но и ведущих инженеров, научных сотрудников.
<…> Мы переходим от модели просто подготовки кадров к тому, что мы готовим эти кадры на реальных технологических проектах. Объем НИОКР, которого нам удалось достичь в прошлом году, — 5,5 млрд рублей. Причем две трети этого объема — это заказы со стороны коммерческих предприятий. Я считаю, что тема погруженности студентов в реальные проекты на сегодняшний день является ключевой для высшей школы в Российской Федерации. И если мы «закупориваемся» в своих научных школах и продолжаем вести обучение по устоявшимся программам, пусть даже очень хорошим, но разработанным 10 лет назад, то мы перестаем чувствовать запрос. Именно тогда возникает разрыв между рынком, который должен потреблять наших студентов, и тем, по каким программам мы этих студентов готовим. И, естественно, если мы занимаемся технологиями, эти технологии так или иначе выливаются в новые стартапы и инновации.