В 2019 году группа компаний «Сантрек» (крупный поставщик сантехнических товаров в России) провела выборочный опрос клиентов с целью узнать, какие трудности испытывает розничный бизнес в настоящее время. Было опрошено 100 представителей малого и среднего торгового бизнеса из разных регионов страны. В результате были выявлены проблемы, которые затрагивают большинство оптовых клиентов компании.
Главной проблемой, объединяющей практически всех опрошенных, стало значительное падение продаж на фоне снижения покупательной способности населения. Причем эта тенденция постепенно усиливается последние несколько лет. Население ушло в жесткую экономию, не только по причине значительного уменьшения доходов, но и стремясь сберечь средства на «тяжелые времена». Ремонт жилья и крупные покупки откладываются на будущее. А если все-таки сантехника выходит из строя, то вместо покупки новой (как это было раньше) люди покупают комплектующие и производят ремонт, что гораздо дешевле. Для розничного магазина сантехнических товаров это становится проблемой, ведь заработать только на комплектующих очень сложно.
Не последнюю роль играет и жесткая конкуренция на рынке розничной торговли. Крупные сетевые DIY-ритейлеры (товары для ремонта, «сделай сам». — Прим. ред.) благодаря прямому сотрудничеству с производителями товаров и большим объемам закупок могут предложить покупателям более привлекательную ценовую политику, чем единичные точки продаж. Небольшим магазинам недоступны такие условия закупки, ведь они могут брать лишь скромные партии товаров. Кроме того, сотрудничать с каждым производителем в отдельности, даже если они работают с мелким оптом, невыгодно. Это требует слишком больших трудовых и денежных затрат. Как правило, мелкий розничный бизнес производит закупку товаров у более крупных разноплановых поставщиков, которые также ставят свою цену. В конечном итоге обычный магазин даже при самой небольшой наценке не может предложить покупателям такую же стоимость товаров, как в сетевых DIY-гипермаркетах. А клиент всегда ищет более выгодные предложения, даже если сэкономить получается совсем немного.