По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 394.2 (571.12) DOI:10.33920/nik-01-2207-04

Возрождение празднования Дня Сибири в Тюмени (особенности и проблемы трансляции нематериального наследия)

Калинина Наталья Юрьевна кандидат культурологии, E-mail: Tyumm@Yandex.ru, ORCID: 0000-0002-2053-0565

Статья рассказывает об особенностях и проблемах трансляции нематериального наследия на примере празднования Дня Сибири в Тюмени. В 2011 г. создатели Фонда имени Ермака Тимофеевича возродили в Тюменском регионе праздник, который был учрежден в России почти полтора века назад. Обратившись к культурному наследию региона, организаторы реализовали современные формы контакта с подрастающим поколением, развили интерес к истории и культуре своего края. Главное место в проведении Дня Сибири занимает детский творческий конкурс «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани». Праздник сибирского единения независимо от этнокультурной, политической, конфессиональной принадлежности призван формировать установку на включенность каждого сибиряка в позитивные социокультурные процессы. Подводя итог 11-летней истории праздника, можно отметить его важную образовательно-воспитательную роль. Успех реализации проекта подтверждает постоянный значительный рост числа участников конкурса (со 180 человек до 3 тыс.), благотворителей, а также многочисленные положительные отзывы.

Литература:

1. Антоник О. День Сибири: добрая традиция, которую тюменцам надо сохранить [Храм в честь святого Архангела Михаила]. — URL: https://archangel72.ru (дата обращения: 06.06.2022).

2. Вишнякова М. Отзывы [День Сибири]. — URL: https://vk.com/public192732074 (дата обращения: 06.06.2022).

3. Горелова Ю.Р. Актуализация культурного наследия как значимая задача культурной политики // Журнал Института наследия. — М., 2016. — № 4 (7). — URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 25.02.2018).

4. Матипаненко А. Отзывы [День Сибири]. — URL: https://vk.com/public192732074 (дата обращения: 06.06.2022).

5. Таренко Н. Любимый праздник края — День Сибири! [Официальный сайт Тобольской митрополии]. — URL: http://www.tobolsk-eparhia.ru (дата обращения: 06.06.2022).

6. Флиер А.Я. Культурология 20-11. — М.: Согласие, 2011. — 560 с.

7. Флиер А.Я. История общества — история культуры — историческая культурология // Вестник МГУКИ. — М., 2012. — № 6 (50). — URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.02.2019).

1. Antonik O. Siberian Day: a good tradition that the people of Tyumen need to keep [St. Michael the Archangel’s Temple]. — URL: https://archangel72.ru (accessed: 06.06.2022).

2. Vishnyakova M. Reviews [Siberian Day]. — URL: https://vk.com/public192732074 (accessed: 06.06.2022).

3. Gorelova Yu.R. Actualization of cultural heritage as a significant task of cultural policy // The heritage institute journal. — M., 2016. — № 4 (7). — URL: http://cyberleninka. ru (accessed: 25.02.2018).

4. Matipanenko A. Reviews [Siberian Day]. — URL: https://vk.com/public192732074 (accessed: 06.06.2022).

5. Tarenko N. The favorite region's holiday is the Siberian Day! [Official website of the Tobolsk Metropolia]. — URL: http://www.tobolsk-eparhia.ru (accessed: 06.06.2022).

6. Flier A.Ya. Culturology 20-11. — M.: Soglasie, 2011. — 560 p.

7. Flier A.Ya. The history of society — the history of culture — historical cultural studies // The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. — M., 2012. — № 6 (50). — URL: https://cyberleninka.ru (accessed: 10.02.2019).

Статья поступила 01.09.2022.

В России 2022 г. объявлен Годом культурного наследия народов России. В противовес современным процессам глобализации можно проследить тенденцию обращения к местному культурному наследию во многих регионах мира. Наибольшую активность проявляют центры, связанные с богатым культурным наследием, представленным как материальными, так и нематериальными формами. Понятие «наследие» в настоящий период стало «фундаментом культуры, центральным условием ее воспроизводства и развития» [3]. Культуролог А.Я. Флиер предположил, что в будущем разделение культуры возможно на «социально актуальную и востребованную, пользующуюся коммерческим спросом» и на «феномен культурного наследия» [6, с. 553]. Он считает, что, в отличие от истории общества, объектом изучения истории культуры избирается то, что принято называть термином «духовная культура», а предметом — «культурные артефакты как результаты, продукты деятельности определенного сообщества» [7].

В современном российском многонациональном обществе много внимания уделяется поддержанию взаимного уважения и мирного общения между народами. Обращаясь к истории Тюменского региона, мы видим яркий пример культурной диффузии — представители разных национальностей, проживающие на одной территории, взаимно обогащают культуры друг друга. К примеру, в исполнении песен присутствуют одни и те же народные инструменты, есть сходные или подобные элементы одежды, традиции отмечать то или иное событие... Еще одним важным элементом единения сибиряков является общая история нескольких последних столетий.

Общая история и предзнаменовала рождение праздника «День Сибири» — это день единения всех народов, населяющих Сибирь. Праздник, связанный с освоением обширной территории (от Урала до Дальнего Востока), вхождением ее в состав Российского государства.

В 1881 г. император Александр III обратился с торжественным посланием к жителям Сибири в честь 300-летия вхождения ее в состав Российского государства. Торжества по поводу юбилея прошли в столице и многих крупных городах страны. С этого времени в России стали ежегодно отмечать День Сибири. Дата праздника была выбрана не случайно — 8 ноября Ермак со своей дружиной занял столицу Сибирского ханства, город Искер. Поход Ермака положил начало присоединению сибирских земель к России.

Для Цитирования:
Калинина Наталья Юрьевна, Возрождение празднования Дня Сибири в Тюмени (особенности и проблемы трансляции нематериального наследия). Вопросы культурологии. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: