По данным, предоставленным субъектами Российской Федерации на 01.01.2018 г., в России не используются 19,4 млн га пашни, или 16,7 % от всей ее площади (116,4 млн га). В центральных черноземных областях практически вся площадь пашни находится в обороте, а в Нечерноземье фактически вся брошенная пашня.
Из‑за неработающей системы экономического принуждения к рациональному использованию продуктивных сельскохозяйственных земель повсеместно — на юге, в черноземных областях, в Нечерноземье, Сибири и Дальнем Востоке — ведется истощительное использование земель.
В Земельном кодексе Российской Федерации, в федеральных законах «О землеустройстве», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», в постановлении Правительства Российской Федерации «О проведении рекультивации и консервации земель» установлены правовые основы государственного регулирования обеспечения воспроизводства почвенного плодородия при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков хозяйственной деятельности, но механизм реализации установленных Земельным кодексом Российской Федерации, законами «О землеустройстве» и «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» в части воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от водной и ветровой эрозии, от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями не работает без всяких последствий для нарушителей. Провозгласили и забыли. Законы приняты, а инструменты их реализации не приложены.
Отсутствие достоверной информации о состоянии земель, их использовании и принадлежности, об имеющихся проблемах и успешных практик в регулировании земельных отношений и управлении земельными ресурсами, недостаточная глубина знаний о мировом опыте организации рационального сельскохозяйственного землепользования и младенческая самонадеянность при принятии управленческих решений, в том числе при осуществлении законотворческой деятельности и принятии подзаконных правовых актов и ведомственных инструкций, очень часто приводят к долгосрочным трудно разрешаемым проблемам при использовании продуктивных сельскохозяйственных земель и регулировании земельных отношений по поводу справедливого распределения земель, их использования и получения выгод от их использования и распоряжения ими. Легче предупредить, чем лечить.