По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89-053.2

Возрастные особенности нарушений поведения у детей с различной психической патологией

Альбицкая Жанна Вадимовна кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии, ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академии» Минздрава РФ, тел.: 8-951-909-48-47, Е-mail: zhanna051267@gmail.com
Лацплес Петр Ренгольдович кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии, ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава РФ, тел.: +7-903-84-72-143, Е-mail: latsples@mail.ru

В статье на основании анализа нарушений поведения у детей различных возрастов с детской формой шизофрении и резидуально-органическими поражениями центральной нервной системы выявлены взаимосвязи между отклонениями поведения и основными проявлениями психических заболеваний. В результате авторы приходят к заключению о необходимости дифференцированного индивидуального подхода к диагностике и лечебно-реабилитационной коррекции поведения.

Литература:

1. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). 2-е изд. — М: Медицина, 1989. — С. 256.

2. Башина В.М., Симашкова Н.В.// Систематика форм течения детской шизофрении в свете отдаленного катамнеза. Журнал невропатол. и психиатрии, — 2009 — № 8 — С. 69–75.

3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика, 2002. — С. 227.

4. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. — Спб.: Прайм-Еврознак, 2007. — С. 672.

5. Головина А.Г., Шмакова О.П. Школьная дезадаптация детей и подростков, страдающих психическими расстройствами // Материалы Конгресса по детской психиатрии. Томск, 25–28 сентября 2011 г., с. 76–77.

6. Дмитриева Т.Б. Агрессивное поведение лиц с психическими расстройствами (диагностика, судебно-психиатрическая экспертиза, профилактика). — М., 1999. — С. 454.

7. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания у детей (Обзор) // Обозр. психиат. и мед. психол. им. В.М. Бехтерева. – 2003. — № 3. — С. 74–90.

8. Ковалетаровой И.Н. Определение критериев клинического и социального прогноза при основных формах агрессивного и разрушительного поведения у детей и подростков. Методические рекомендации для врачей // под ред. Сосюкало О.Д. — М., 2000. — С. 21.

9. Лабун В.И. Феномен агрессии в структуре психических заболеваний пограничного уровня у детей и подростков // Материалы XIII съезда психиатров России. — М., 2000. — С. 117–118.

10. Личко А.Е. Шизофрения у подростков. — М., 1989. — С. 216.

11. Мазаева Н.А. // Подростковый возраст и шизофрения. Психиатрия. — 2008. — № 32–2. — С. 16–27.

12. Макушкин Е.В. Агрессивное и криминальное поведение у детей и подростков. — М.: МИА, 2009. — С. 229.

13. Макушкин Е.В., Демчева Н.К., Творогова Н.А. Психические расстройства в детском и подростковом возрасте у городских и сельских жителей Российской Федерации в 1991-2012 гг. (эпидемиологическое исследование) // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2014. — № — 1, т. 114. — Вып. 2. — С. 314.

14. Asarnow J.R., Tompson M.S., Goldstein M.J. //Childhood-onset schizophrenia: a followup study. Schizophr Bull. — 2004. —Р. 599–619.

15. Hollis Ch. //Adult outcomes of child- and adolescent-onset schizophrenia: diagnostic stability and predictive validity. // J. Psychiatry. — 2000-157. — Р. 1652–1659.

16. Remschmidt H., Shultz E., Martin M. et al. //Childhood-onset schizophrenia: istory of the concept and recent studies. Schizophr Bull. — 2007. — 20-4. — Р. 727–734.

17. Wolraich M.L. //Addressing behavior problems among school-aged children: traditional and controversial approaches. Pediatr Rev — 2007; 18(8). — Р. 266–70.

По данным значительного количества исследований [3, 4, 6, 7, 12, 13, 17], нарушения поведения часто являются основной причиной обращения родителей к детским специалистам (психиатрам, неврологам, психологам) и обнаруживаются у 79% детей [6, 10]. Эмоциональные и поведенческие расстройства, встречающиеся в детско-подростковом возрасте, являются одними из наиболее распространенных форм психической патологии [13], и большинство психических расстройств у детей в дебюте заболевания проявляются различными нарушениями поведения [1, 2, 15], которые характеризуются выраженными возрастными особенностями и высокой социальной опасностью [4, 9, 11]. Несмотря на широкое освещение в отечественной и зарубежной литературе данной проблемы, она остается одной из наиболее значимых и сложных для нозологической диагностики и медико-психологической коррекции [5, 8]. Недостаточно изучены возрастные и нозологические характеристики указанных расстройств в сравнительном аспекте. При этом существует определенная закономерность: чем младше ребенок, у которого диагностируются разные виды нарушений поведения, тем чаще у него отмечаются нарушения развития и психические расстройства в будущем [5, 9, 14, 16]. Именно это определяет актуальность выбранного направления исследования с целью ранней диагностики заболевания и своевременного начала медицинской и психологической коррекции.

Целью проведенного исследования являлось определение характеристик поведенческих расстройств у детей в зависимости от возраста и формы психической патологии.

Проведено сплошное клинико-катамнестическое изучение 167 амбулаторных карт детей, состоящих в настоящее время под наблюдением детского и подросткового психиатра. С целью верификации диагноза и уточнения возрастной динамики психических расстройств клинически обследовано 113 больных. Распределение больных по основным группам было следующим: первую группу составили 74 ребенка (44,3%) с детской формой шизофрении (ДШ), вторую группу составили 93 ребенка (55,7%) с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы (РОПЦНС). Критериями отбора детей являлись наличие стойкого психопатоподобного синдрома, патология влечений и снижение интеллекта до степени умственной отсталости легкой степени в рамках ДШ и РОПЦНС, а также возраст пациентов от 3 до 12 лет. Исследования проводились на основе клинико-катамнестического анализа историй развития детей и опроса родителей. При сборе анамнестических данных большое внимание уделялось факторам раннего (от рождения до 3 лет) развития ребенка. Клинико-катамнестический метод включал разработанную авторами карту опроса родителей, в которую вносились данные, касающиеся раннего развития ребенка, взаимоотношений в семье и коллективе, о нарушениях поведения и девиантных поступках; особенности психосоматического состояния; диагноз; назначения и рекомендации детского психиатра.

Для Цитирования:
Альбицкая Жанна Вадимовна, Лацплес Петр Ренгольдович, Возрастные особенности нарушений поведения у детей с различной психической патологией. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2015;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: