Нарушение метаболических реакций является одной из причин развития различных заболеваний сердечно-сосудистой системы и сахарного диабета, частота встречаемости которых с увеличением возраста нарастает. Считается доказанным, что достаточно часто, еще в донозологическом периоде, у многих пациентов появляется своеобразный симптомокомплекс, включающий ожирение, небольшое повышение артериального давления, дислипидемию, нарушение толерантности к углеводам. Этот синдром назван метаболическим [1], и в его основе лежит нарушение взаимодействия инсулина с мембранными рецепторами, следствием чего является повышение базальной секреции гормона. Принято считать, что именно гиперинсулинемия становится патогенетической причиной повышения активности атерогенных факторов и способствует развитию артериальной гипертонии [2].
Вместе с тем известно, что «метаболическая» активность инсулина, секретируемого натощак, значительно уступает активности инсулина, секретируемого в ранний период пищеварительного цикла, — феномен энтероинсулярной оси [3]. Более того, установлено, что факторы, стимулирующие раннюю фазу инсулиновой секреции в процессе пищеварения (минеральные воды, климат среднегорья и т. п.), оказывают нормализующее влияние на течение метаболических реакций [4, 5]. Поэтому целью настоящих исследований было изучение возрастных особенностей инсулиновой регуляции метаболизма углеводов и липидов и возможность ее коррекции минеральными водами разного состава.
Исследования проведены на 110 беспородных крысах-самцах различного возраста: 1,5–2; 8–10 и 18–20 месяцев. Учитывая тот факт, что продолжительность жизни у крыс составляет около двух лет, можно условно отнести выбранные нами три группы к молодым, зрелым и старым животным. В сыворотке крови животных определяли уровень глюкозы и общего холестерина, инсулина (радиоиммунным методом с помощью наборов Республики Беларусь). Для оценки функциональных резервов проводили различные тесты — пероральное введение глюкозы (0,4 г в 1,5 мл воды на 100 г массы тела), внутривенное введение инсулина (в хвостовую вену в дозе 0,1 Ед на 1 кг массы тела) и принудительное плавание до отказа в прохладной воде с грузиком на хвосте (10% от массы тела). При проведении теста толерантности к перорально введенной глюкозе инсулин определяли микрометодом, разработанным нами [6].