По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.03

Возникновение визуальных исследований как самостоятельной области научного знания

Голубович Анастасия Валерьевна магистрант по направлению «Культурология» АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5 E-mail: nastya-golubovich@mail.ru

В статье показано, что развитие визуальных исследований как междисциплинарной области гуманитарного знания связано с тем, что экспансия массмедиа порождает и тиражирует новые визуальные образы повседневности, в то время как окружающая среда становится все более красочной, зрелищной и привлекающей внимание. Появление технологий дополненной и виртуальной реальности, 3D-моделирования и визуализации образов погружает зрителя в предлагаемую картину почти полностью. С другой стороны, современное искусство как феномен культуры все сильнее отстраняется от неподготовленного зрителя, становясь все более элитарным и требующим для своего понимания глубоких знаний, специальной подготовки и широкого кругозора. В статье прослеживается история формирования новой отрасли знания — визуальных исследований.

Литература:

1. Мазур Н.Н. Исследования визуальной культуры: история и предыстория // Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры. — СПб.; М., 2018.

2. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории / Под ред. Е. Гаповой и А. Усмановой. — Минск: Пропилеи, 2000.

3. Митчелл У.Дж.Т. Чего на самом деле хотят картинки? // Художественный журнал. — 2015. — № 94. — URL: http://moscowartmagazine.com/issue/1/article/60.

4. Dikovitskaya M. Visual Culture: The Study of the Visual after the Cultural Turn. — Cambridge (MA): MIT Press, 2005.

5. Elkins J. Visual Studies: A Skeptical Introduction. New York; London, 2003.

6. Mirzoeff N. The Right to Look // Critical Inquiry. Vol. 37, № 3. 2011. Р. 496.

7. Moxey K. Visual Studies and Iconic Turn // Journal of Visual Culture. 2008. № 7. Р. 133.

К непосредственным предшественникам визуальных исследований, которые сформировались в связи с введением в оборот (главным образом в англо-американской академической среде) понятия visual culture, относят культуральные исследования (cultural studies), культурную историю (cultural history), социальную историю и социологию искусства. В рамках возникновения визуальных исследований как самостоятельной области знания можно выделить разные теоретические подходы: интерпретативный — анализ визуальных стратегий и технологий (О. Хорхордин, Н. Мирзоефф, У.Дж.Т. Митчелл, С. Московичи, Дж. Бергер), согласно которому образ понимается как «культурная репрезентация», опосредованная социальными и идеологическими практиками, и нерепрезентативный (Н. Брайсон, М.Э. Холли, Н. Трифт, К. Мокси, Г. Бальтинг), рассматривающий способность визуального образа не только активно вмешиваться в повседневный опыт и конструировать его, но и жить автономно. Исследователи социальной теории визуальности (А. Дженкс, Г. Поллок, Ф. Джеймисон, Дж. Вулф и др.) в своих трудах по-новому интерпретируют проблему изображения с позиций социологии, пользуясь научным аппаратом данной дисциплины.

Наиболее значимыми и влиятельными в контексте формирования новой области исследования являются публикации таких авторов, как С. Альперс, М. Баксандалл, Т.Дж. Кларк, Ф. Киттлер, М. Маклюэн, М.Б. Ямпольский и др., чьи работы очерчивают новую проблемную область и ставят ряд важных методологических и дисциплинарных вопросов. Несмотря на разные аспекты рассмотрения проблемы, следует отметить, что все исследователи так или иначе видят главной задачей изучение культурных взаимосвязей и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира, основанных на зрительном опыте в широком смысле. Таким образом, мы можем говорить как о возникновении ризоматической структуры в визуальных исследованиях, так и об общей черте всех вышеуказанных авторов и их работ — междисциплинарности. Авторы, отталкиваясь от разных оснований и исходя из собственных установок, считают тот контекст или практики, в которых существует рассматриваемая визуальная структура, несомненно, одними из априорных факторов, влияющих на трактовку образов.

Для Цитирования:
Голубович Анастасия Валерьевна, Возникновение визуальных исследований как самостоятельной области научного знания. Ученый совет. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: