В настоящее время название Московского метрополитена чаще всего звучит в контексте основных проблем города. Некогда самый красивый и самый удобный метрополитен в мире уже в течение нескольких десятилетий стал предметом постоянной критики как экспертов, так и пассажиров. Отсталые технологии и невнятность концепции оформления превратили некогда самый прогрессивный вид транспорта в повседневную социальную отягощенность городского образа жизни.
Для решения накопившихся проблем основного вида транспорта необходимо провести целый комплекс исследований, среди которых немаловажную роль занимают культурологические.
Говоря о культурологических исследованиях Московского метрополитена, в первую очередь следует определить совокупность тех ценностей, носителем которых некогда являлся этот вид транспорта, и причины, по которым он их утратил, что включает в себя определение культурных констант, характеризующих данный феномен культуры.
Культурные константы представляют собой «долговременные центры притяжения в рамках определенной социокультурной реальности и одновременно фиксируют ее границы, позволяющие идентифицировать культурную систему, отделить ее от других. В этой своей двойной функции культурные константы выступают для наличествующих тезаурусов в качестве арсенала культурных содержаний и форм, готового к активизации, немедленному развертыванию в актуальной ситуации (событии). Собственно, по культурным константам внутри сформировавшегося в той или иной социальной общности образа мира отделяется свое от чужого и чуждого и всем им придается ценностное измерение» [11, с. 11].
Перед первыми проектировщиками и строителями метрополитена стояли гораздо более сложные задачи, нежели решение транспортной проблемы города. Им предстояло стать разработчиками социокультурного проекта [12, с. 58], целью которого было воспитание членов нового социалистического общества средствами архитектуры и монументального искусства.
В начале 1930-х годов Москва превратилась в грандиозную строительную площадку. В июне 1931 года Пленум Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б)) принял решение о разработке генерального плана столицы [2]. Ставилась задача реконструировать Москву и превратить столицу первого в мире социалистического государства в образцовый город. «Метрострой» был создан в сентябре 1931 года, Центральная контора «Метропроект» [13, с. 15–37] — в июне 1933-го (в 1951 году реорганизована в «Метрогипротранс») [14, с. 87–113]. 15 мая 1935 года открылись потрясавшие тогдашних горожан своим великолепием станции первой очереди строительства Московского метрополитена. Среди них были такие станции, как «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), «Красные ворота», «Комсомольская» Сокольнической линии, «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад»), «Библиотека им. Ленина» и др. [9, с. 16].