По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Возникновение и развитие Московского метрополитена как феномена городской культуры

Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна аспирант кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», член Московского отделения ВТОО «Союз художников России» Россия, 125047, Москва, ул. 4-я Тверская-Ямская, д. 2/11, кв. 62., E-mail: odriosola@gmail.com

Статья посвящена изучению Московского метрополитена советского периода как феномена городской культуры на разных этапах его развития. Данное культурологическое исследование является актуальным в настоящее время, когда возобновились активные поиски дальнейших путей развития и модернизации этого вида транспорта.

Литература:

1. Аникина Н. Иллюзии и реальность. Творчество московских монументалистов 70–90-х годов глазами заинтересованного наблюдателя. — М.: Екатеринбургский художник, 2005.

2. Генеральный план реконструкции города Москвы // Ландшафтный дизайн [Электронный ресурс]. — http://www.landscape-design. ru/articlex.php?c=Moscow-reconstruction-1935&p=3 (дата обращения: 29.11.2014).

3. Государственная политика в жилищном строительстве СССР. Историческая справка [Электронный ресурс]. — http://best-stroy.ru/ articles/r25/r25_3/2310 (дата обращения: 29.11.2014).

4. Давыдова Н., Левинсон А. Спор о метро: диалог искусствоведа и социолога // Декоративное искусство СССР. — 1987. — № 7 (356).

5. Ермакова Т. Первая очередь Московского метрополитена // Техническая эстетика. — 1967. — № 11.

6. Заседание Пленума ЦК КПСС [Электронный ресурс]. — http:// www.hrono.ru/dokum/196_dok/19641014plenum.php (дата обращения: 29.11.2014).

7. Зиновьев А.Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М.: Зиновьев А.Н., 2010.

8. История спальных районов Москвы // Дилетант [Электронный ресурс]. — http://diletant.ru/excursions/11149905/ (дата обращения: 29.11.2014).

9. Кавтарадзе С., Чепкунова И. К 70-летию Московского метрополитена // World Art Музей. — 2005. — № 14.

10. Кампанелла Т. Город солнца (Civitas Solis). — М.: Изд. Академии наук СССР, 1947.

11. Луков Вал. А. Молодежь и проблема культурных констант // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 3.

12. Луков Вал. А. Социальное проектирование. — М.: Изд. МосГУ, 2006.

13. Метрогипротранс (1933–2008). Летопись. День сегодняшний. Новый век. — М.: Метрогипротранс, 2008.

14. Метрогипротранс. 70 лет — одна любовь, один проект. — М.: Метрогипротранс, 2003.

15. Наумов М.С. Под семью холмами. Прошлое и настоящее московского метро. — М.: Москвоведение; Московские учебники, 2010.

16. Пясковский Ю. Метро и синтез искусств // Декоративное искусство СССР. — 1987. — № 4 (353).

17. Энциклопедический словарь. — М.: Большая российская энциклопедия, 2011.

В настоящее время название Московского метрополитена чаще всего звучит в контексте основных проблем города. Некогда самый красивый и самый удобный метрополитен в мире уже в течение нескольких десятилетий стал предметом постоянной критики как экспертов, так и пассажиров. Отсталые технологии и невнятность концепции оформления превратили некогда самый прогрессивный вид транспорта в повседневную социальную отягощенность городского образа жизни.

Для решения накопившихся проблем основного вида транспорта необходимо провести целый комплекс исследований, среди которых немаловажную роль занимают культурологические.

Говоря о культурологических исследованиях Московского метрополитена, в первую очередь следует определить совокупность тех ценностей, носителем которых некогда являлся этот вид транспорта, и причины, по которым он их утратил, что включает в себя определение культурных констант, характеризующих данный феномен культуры.

Культурные константы представляют собой «долговременные центры притяжения в рамках определенной социокультурной реальности и одновременно фиксируют ее границы, позволяющие идентифицировать культурную систему, отделить ее от других. В этой своей двойной функции культурные константы выступают для наличествующих тезаурусов в качестве арсенала культурных содержаний и форм, готового к активизации, немедленному развертыванию в актуальной ситуации (событии). Собственно, по культурным константам внутри сформировавшегося в той или иной социальной общности образа мира отделяется свое от чужого и чуждого и всем им придается ценностное измерение» [11, с. 11].

Перед первыми проектировщиками и строителями метрополитена стояли гораздо более сложные задачи, нежели решение транспортной проблемы города. Им предстояло стать разработчиками социокультурного проекта [12, с. 58], целью которого было воспитание членов нового социалистического общества средствами архитектуры и монументального искусства.

В начале 1930-х годов Москва превратилась в грандиозную строительную площадку. В июне 1931 года Пленум Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б)) принял решение о разработке генерального плана столицы [2]. Ставилась задача реконструировать Москву и превратить столицу первого в мире социалистического государства в образцовый город. «Метрострой» был создан в сентябре 1931 года, Центральная контора «Метропроект» [13, с. 15–37] — в июне 1933-го (в 1951 году реорганизована в «Метрогипротранс») [14, с. 87–113]. 15 мая 1935 года открылись потрясавшие тогдашних горожан своим великолепием станции первой очереди строительства Московского метрополитена. Среди них были такие станции, как «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), «Красные ворота», «Комсомольская» Сокольнической линии, «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад»), «Библиотека им. Ленина» и др. [9, с. 16].

Для Цитирования:
Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна, Возникновение и развитие Московского метрополитена как феномена городской культуры. Ученый совет. 2015;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: