По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.22

Вознаграждение персонала в интегрированных корпоративных структурах

Котова Л.Р. канд. экон. наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: kotovalr@mail.ru

В статье рассматриваются основные принципы, задачи и элементы системы вознаграждения персонала в интегрированных корпоративных структурах (ИКС). На основе анализа факторов и критериев оценки ее эффективности предлагается построение единой системы оплаты труда для всех категорий персонала и модульной системы стимулирования для различных групп работников штаб-квартиры и бизнес-единиц на базе грейдирования, ключевых показателей эффективности (KPI), дифференцированной системы распределения корпоративных социальных льгот и гарантий. На основе результатов авторского исследования группы отечественных и зарубежных ИКС, работающих на российском рынке, выделяются факторы мотивации и элементы социального пакета, наиболее часто используемые корпорациями за 2004–2015 гг., выявляются причины их изменения. Анализируются основные особенности и проблемы стимулирования труда топ-менеджеров в российских ИКС, описываются правила построения системы их вознаграждения.

Литература:

1. Система общего вознаграждения: проблематика и пути решений / Серия памяток для HR-специалистов и руководителей. — М.: ООО «Консалтбюро СТАВКА», 2009. — 11 c.

2. Armstrong’s Handbook of Reward Management Practice: Improving Performance through Reward / Michael Armstrong. — 4th ed. London, Kogan Page Ltd., 2012. — 456 p.

3. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / Стаут Л.У., пер. с англ. — М.: Добрая книга, 2006. — 536 c.

4. Милкович Дж.Т., Ньюман Дж.М. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала. — М.: Вершина, 2005. — 760 с.

5. Сосновый А., Гун А. Справедливая зарплата // Справочник по управлению персоналом. — 2008. — № 5. — С. 44–48.

6. Ветлужских Е. Как платить сотрудникам — по KPI или по грейдам? // Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. — 2011. — № 7. — С. 20–25.

7. Одегов Ю.Г., Котова Л.Р. Организация службы управления персоналом: современный подход. — М.: Альфа-Пресс, 2009. — 168 с.

8. Смирнова О.Р. Стимулирование результатов деятельности руководителей интегрированных корпоративных структур в промышленности: Автор. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Смирнова Оксана Рашидовна [место защиты: Акад. труда и социальных отношений, год: 2008]. — 25 с.

9. Принципы корпоративного управления ОЭСР (ред. 2004 г.) [Электронный ресурс]. Дата обращения: 03.06.2016. Режим доступа: http://www.oecd.org/daf/ca/corporategovernanc eprinciples/32159669.pdf.

10. Филатов А., Красковская Н. Коллективный портрет независимого директора // Обзор «Независимый директор» № 17. — М.: Ассоциация независимых директоров, 2007.

Формирование эффективной системы вознаграждения персонала, основанной на учете вклада работника в общий результат, — одно из стратегических направлений в области менеджмента персонала и организации в целом, поскольку именно от степени достижения целей компании зависит ее конкурентоспособность.

Вознаграждение персонала — это все затраты, которые несет работодатель в связи с использованием рабочей силы на основании трудового договора. Система вознаграждения включает в себя все способы и методы, которые использует работодатель для привлечения, удержания и стимулирования сотрудников на достижение индивидуальных и коллективных целей. Она состоит из постоянной (тарифная ставка/должностной оклад), условно-постоянной (доплаты и надбавки) и переменной (премии, бонусы, поощрения) частей. Первые две части составляют систему оплаты труда, третья — стимулирования. При этом стимулирование может быть: материальным (когда работник получает выгоду в виде денежных выплат или иных благ (льгот, гарантий и привилегий), которые предоставляет и оплачивает работодатель), и нематериальным (нематериальные блага). Различают также прямое стимулирование (в виде денежных выплат) и непрямое (в виде льгот, гарантий, привилегий) (рис. 1) [1, с.3].

Все элементы вознаграждения формируют структуру зарплаты, которая должна обладать внутренней логикой, понятной для сотрудников, быть адекватной рыночному уровню зарплаты и интегрироваться в общий бюджет организации. Структура оплаты труда может строиться на основе иерархии уровней или должностных ступеней с учетом стажа работы и полным или частичным пакетом льгот (в зависимости от уровня оплаты). В качестве примера можно привести компенсационную схему, принятую в компании «БорисХоф» (официальном дилере BMW в России). Она включает гарантированный оклад (30–90 % ФОТ), премию за личные достижения (выполнение персонального плана), бонусы за лучшие профессиональные показатели (по результатам соревнования), бонусы за выполнение планов подразделением и максимально полный социальный пакет. В компании используется и система моральных поощрений: квалифицированные сотрудники получают специальные пилоны, подтверждаю щие квалификацию специалистов BMW, за хорошие показатели работы вручаются грамоты и объявляется благодарность.

Для Цитирования:
Котова Л.Р., Вознаграждение персонала в интегрированных корпоративных структурах. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: