Формирование эффективной системы вознаграждения персонала, основанной на учете вклада работника в общий результат, — одно из стратегических направлений в области менеджмента персонала и организации в целом, поскольку именно от степени достижения целей компании зависит ее конкурентоспособность.
Вознаграждение персонала — это все затраты, которые несет работодатель в связи с использованием рабочей силы на основании трудового договора. Система вознаграждения включает в себя все способы и методы, которые использует работодатель для привлечения, удержания и стимулирования сотрудников на достижение индивидуальных и коллективных целей. Она состоит из постоянной (тарифная ставка/должностной оклад), условно-постоянной (доплаты и надбавки) и переменной (премии, бонусы, поощрения) частей. Первые две части составляют систему оплаты труда, третья — стимулирования. При этом стимулирование может быть: материальным (когда работник получает выгоду в виде денежных выплат или иных благ (льгот, гарантий и привилегий), которые предоставляет и оплачивает работодатель), и нематериальным (нематериальные блага). Различают также прямое стимулирование (в виде денежных выплат) и непрямое (в виде льгот, гарантий, привилегий) (рис. 1) [1, с.3].
Все элементы вознаграждения формируют структуру зарплаты, которая должна обладать внутренней логикой, понятной для сотрудников, быть адекватной рыночному уровню зарплаты и интегрироваться в общий бюджет организации. Структура оплаты труда может строиться на основе иерархии уровней или должностных ступеней с учетом стажа работы и полным или частичным пакетом льгот (в зависимости от уровня оплаты). В качестве примера можно привести компенсационную схему, принятую в компании «БорисХоф» (официальном дилере BMW в России). Она включает гарантированный оклад (30–90 % ФОТ), премию за личные достижения (выполнение персонального плана), бонусы за лучшие профессиональные показатели (по результатам соревнования), бонусы за выполнение планов подразделением и максимально полный социальный пакет. В компании используется и система моральных поощрений: квалифицированные сотрудники получают специальные пилоны, подтверждаю щие квалификацию специалистов BMW, за хорошие показатели работы вручаются грамоты и объявляется благодарность.