По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Возможные последствия Брексита для Лондонского сити

Бурнаева Мария Валерьевна аспирант кафедры международных финансов, Московский государственный институт международных отношений МИД России, 119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76. E-mail: mariaburnaeva@gmail.com

В статье анализируются возможные и наиболее вероятные последствия инициированной Великобританией процедуры выхода из Европейского союза, которые могут отразиться и на положении лондонского международного финансового центра. Воспользоваться ситуацией всегда готовы конкуренты — европейские международные финансовые центры. Какие же из них могут потеснить Лондон, излагается в данном материале.

Литература:

1. Великобритания и ЕС: преодоление неопределенности. — Эрнст энд Янг, 2016. — 34 с.

2. Игнатьев Д. А. Влияние Брекзита на экономику Великобритании и ЕС // Научные записки молодых исследователей. — 2017. — № 2. — С. 16–23.

3. Усоскин В. М. Новая система банковского надзора в Европейском союзе // Деньги и кредит. — 2015. — № 3. — С. 22–25.

4. Хмыз О. В. Риски Брекзита // Проблемы анализа риска. — 2016. — Т. 13. — № 6. — С. 22–28.

5. Хмыз О. В. Финансовые часы Брекзита запущены // Финансы. — 2016. — № 12. — С. 51–55.

6. Худякова Л. С., Сидорова Е. А. Реформа регулирования финансового сектора в Европейском союзе // Деньги и кредит. — 2014. — № 4. — С. 28–34.

7. Brexit: the future of fi nancial regulation and supervision. 11th Report of Session 2017-19 // European Union Committee. 2017. — Р. 9–24. — URL: https:// publications.parliament.uk/pa/ld201719/ldselect/ldeucom/66/66.pdf.

8. Financial Stability review. — ECB. 2017. November. — 185 p.

9. Inman P., Rankin J. Bank of England to allow EU banks to keep UK operations unchanged after Brexit. — The Guardian. 20.12.2017.

10. Joint Report from the negotiators of the European Union and the United Kingdom Government on progess during phas 1 of negotiations under Article 50 TEU on the United Kingdom’s orderly withdrawal from the European Union. 08.12.2017. — URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/fi les/joint_report.pdf.

11. Prime Minister’s letter to Donald Tusk triggering Article 50. — Prime Minister’s Offi ce. 29.03.2017. — URL: https://www.gov.uk/government/publications/primeministers-letter-to-donald-tusk-triggering-article-50.

12. Remarks by President Donald Tusk after his meeting with Taoiseach Leo Varadkar. — Counsil of the EU. Press. Statements and remarks. 114/18. 08.03.2018. — URL: http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2017/12/01/remarksby-president-donald-tusk-after-his-meeting-with-taoiseach-leo-varadkar/pdf.

13. Speech by Michel Barnier at the Eurofi High-level Seminar 2018. — Sofi a. 26.04.2018. — URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-18-3569_en.htm.

14. Statement by President Donald Tusk on the draft guidelines on the framework for the future relationship with the UK. — Counsil of the EU. Press. Statements and remarks. 109/18. 07.03.2018. — URL: http://www.consilium.europa.eu/en/press/ press-releases/2017/12/08/statement-by-president-donald-tusk-on-second-phasebrexit/pdf.

15. The EU’s third country regimes and alternatives to passporting. Executive summary. International regulatory strategy group. — TheCityUK. 23.01.2017. — URL: https://www.thecityuk.com/research/the-eus-third-country-regimes-andalternatives-to-passporting-executive-summary/.

16. Theresa May’s Mansion House speech on future UK-EU relations. — 02.03.2018. — URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-43256183.

Традиционно международный финансовый центр (МФЦ) в Лондоне занимал ведущие позиции (1–2-е место в рейтингах МФЦ), однако сегодня его положение может измениться. Великобритания должна официально покинуть Евросоюз к концу марта 2019 г., но переходный период продлится 21 месяц (с 29 марта 2019 г. по 31 декабря 2020 г.). Еврокомиссар М. Барнье уже дал понять, что Великобритания после выхода из европейского интеграционного блока не сможет обеспечить особые условия для лондонского МФЦ. Это означает, что международная финансовая система, неотъемлемой частью и механизмом которой являются МФЦ во главе с Сити, может претерпеть серьезные изменения.

Впрочем, разговоры об этом ведутся уже некоторое время. Референдум о членстве Великобритании в Европейском союзе состоялся в Великобритании и Гибралтаре 23 июня 2016 г. 1 февраля 2017 г. депутаты британского Парламента проголосовали, одобрив законопроект о выходе из ЕС в первом же чтении, а 2 февраля правительство страны (постфактум) опубликовало т. н. «белую книгу»1 по выходу из ЕС. Затем законопроект получил одобрение у обеих палат парламента страны, а 16 марта 2017 г. его подписала королева Елизавета II. 29 марта 2017 г. премьер-министр Великобритании Тереза Мэй отправила главе Евросовета Дональду Туску письмо с уведомлением властей ЕС о начале процедуры Брексита. 19 июня 2017 г. в Брюсселе британское правительство в лице министра по вопросу Брексит Д. Дэвиса приступило к переговорам с Европейским союзом в лице его представителя еврокомиссара М. Барнье.

Вопросы первого раунда переговоров охватывали проблему прав граждан ЕС, проживающих в Великобритании, на границе между Северной Ирландией и Ирландией, а также выплат Великобританией Евросоюзу по ее бюджетным обязательствам за период членства в ЕС (вплоть до 2020 г.) [2, с. 17]. Первый раунд переговоров завершился 8 декабря 2017 г. в Брюсселе подписанием совместной декларации, после чего стороны решили перейти ко второй фазе переговоров, чтобы договориться о характере двухлетнего переходного периода, а также о будущих отношениях между Великобританией и ЕС, поскольку их экономики и финансовые системы взаимосвязаны.

Для Цитирования:
Бурнаева Мария Валерьевна, Возможные последствия Брексита для Лондонского сити. Международная экономика. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: