«Кайдзен» — бизнес-философия, разработанная в Японии, позволяющая постоянно совершенствовать работу предприятия. В ее основе лежит непрерывное улучшение процессов на всех уровнях. Несмотря на специфику восточного взгляда на организацию труда и ведение бизнеса, «Кайдзен» оказался признан во всем мире, что говорит об эффективности данной философии.
Сам термин «Кайдзен» появился сравнительно недавно, в 1986 году, когда была издана книга Масааки Имаи «Kaizen: The Key to Japan»s Competitive Success» («Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний») (2). Впоследствии «Кайдзен» стал одной из ключевых концепций менеджмента в ведении бизнеса.
«Кайдзен» — это не просто непрерывное улучшение всех процессов. Это, в том числе, и составная часть таких компонентов, как «каждый день», «каждый сотрудник», «каждое подразделение компании». Философия «Кайдзен» может эффективно применяться на промышленных предприятиях в России, способствуя повышению эффективности и качества производства (1).
В промышленности часто применяют термин «эффективность», когда говорят о производстве и управлении им, и зачастую подразумевают под данным термином снижение издержек. Получается, если производитель хочет «выжить» на арене современного рынка, он должен поставить своей целью снижение издержек на производимую им продукцию. И если во время периодов быстрого экономического роста производителю снизить издержки легко, например, увеличивая объем производства, то что делать промышленности сейчас? Когда темпы роста низки, добиться снижения затрат значительно сложнее. Учитывая, что волшебных методов не существует, бизнес приходит к пониманию, что в таком случае требуется единая система менеджмента, отличительной чертой которой является не только обеспечение производительной работы, правильной эксплуатации производственной линии и предотвращение любых ненужных затрат, но и развитие творческих способностей персонала.
Основные принципы «Кайдзен»:
• постоянное улучшение (Kaizen) — непрерывное стремление к улучшению процессов;