По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Возможности педагогического менеджмента

Малекова Виктория Алексеевна аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5., E-mail: socio-mosgu@mail.ru

Автор показывает, что вопросы педагогического менеджмента остаются до сих пор недостаточно разработанными. Существует множество определений менеджмента, но нормативное определение отсутствует. В статье рассматривается педагогический менеджмент как феномен современного образования и как понятие, имеющее множество определений, анализируются принципы менеджмента как отдельной отрасли науки.

Литература:

1. Дафт Р.Л. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2002.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Тьетар Р.-А. Менеджмент / Пер с фр.; Под ред. Д.О. Ямпольской. — СПб.: ИД «Нева», 2003.

4. Учебное пособие «Общий менеджмент» (Дайджест учебного курса) / Под ред. А.К. Казанцева. — М.: ИНФРА, 2001.

5. Шевченко В.А. Педагогический менеджмент в процессе обучения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Ростов-на-Дону, 2003. — 193 c.

Понятие «менеджмент» имеет целую совокупность определений. По мнению Р.-А. Тьетару, слово management (англ.), возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово menagement, известное с XVI века, образованное от глагола menager («умело подготавливать, тщательно упорядочивать»). Автор рассматривает менеджмент как процесс управления организацией (искусство и способ руководства) [3, с. 10]. Р.Л. Дафт дает следующее определение: «Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами» [1, с. 802]. В учебном пособии «Общий менеджмент» под ред. А.К. Казанцевой дается следующее определение рассматриваемого понятия: «Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов» [4, с. 7].

Для этих трех определений менеджмента характерным является наличие единого общего признака, а именно: управление организацией напрямую зависит от человеческого фактора. Основатель классической школы управления, французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента Анри Файоль в книге «Общее и промышленное управление» (1916) сформулировал следующие 14 принципов управления, которые действуют и в настоящее время:

1. Разделение труда — специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.

2. Полномочия и ответственность — каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу.

3. Дисциплина — рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка.

4. Единоначалие — работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

5. Единство действий — все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.

Для Цитирования:
Малекова Виктория Алексеевна, Возможности педагогического менеджмента. Ученый совет. 2015;11-12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: