Варикозная болезнь нижних конечностей продолжает прочно лидировать среди заболеваний периферического сосудистого русла, несмотря на постоянное развитие медицинских технологий и обновление арсенала методов лечения [1]. Эволюция методов диагностики имеющихся нарушений венозной гемодинамики на протяжении последних 10–15 лет проделала большой путь. Своевременное решение таких задач, как определение проходимости и степени эктазии магистральных вен, установление локализации и протяженности ретроградных кровотоков, уточнение анатомических особенностей строения венозных коллекторов на всех уровнях конечности, является фундаментом, на основе которого выстраивается наиболее радикальная программа устранения не только непосредственно варикозно измененных вен, но и симптоматики хронической венозной недостаточности [2–4].
И все же, несмотря на значительный прогресс, достигнутый во флебологии в отношении используемых сегодня методов диагностики и лечения варикозной болезни, процент рецидива заболевания остается почти неизменным [1, 5–7]. Еще менее оптимистические цифры приходится констатировать при детальном изучении оставшейся симптоматики хронической венозной недостаточности, после, казалось бы, успешно проведенного оперативного лечения, когда и сама основа заболевания — варикозные вены уже отсутствуют [8]. По нашим данным, процент пациентов, которые в различные промежутки времени после операции продолжают акцентировать свое внимание на сохраняющейся тяжести в ногах, вечерней усталости и даже периодических отеках, может доходить до 48 % [5, 9].
Проведенные нами в последние годы исследования по изучению причин имеющих место гемодинамических нарушений у пациентов с варикозной болезнью свидетельствуют, что в основе симптоматики ХВН как до операции, так и в послеоперационном периоде может лежать сегментарная патологическая венозная гиперволемия, сформированная на уровне голени [10]. Другие исследования показали, что одним из основных источников такой сегментарной венозной гиперволемии могут быть внутримышечные суральные и камбаловидные вены голени [3, 11], но для окончательного ответа на этот вопрос требовалось продолжение исследований с накоплением данных по анатомическим особенностям строения внутримышечных вен с четкой визуализацией этих сосудов.