По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2011-02

Возможности использования методологии мягких систем для подготовки медицинских кадров

Виталий Анатольевич Бердутин кандидат медицинских наук, доцент кафедры выездного и инновационного обучения по интегрированным дисциплинам Медико-биологического университета инноваций и непрерывного образования Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна» ФМБА России, заместитель начальника договорного отдела ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства (ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России), 603001, г. Нижний Новгород, Россия, E-mail: kartikeya2691@yahoo.com, https://orcid.org/0000-0003-3211-0899
Александр Валерьевич Запорожцев кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая и прикладная механика» института «Промышленные технологии машиностроения» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», 603950, г. Нижний Новгород, Россия, E-mail: zaporozhcev10@mail.ru

Перспективы дальнейшей модернизации здравоохранения РФ непосредственно связаны с подготовкой специалистов высокой квалификации, легко адаптирующихся в быстро меняющихся обстоятельствах. Текущее состояние, а также особенности организации профессионального медицинского образования и функционирования существующей системы здравоохранения заставляют задуматься об эффективности предпринимаемых шагов по преобразованию системы подготовки медицинских кадров и непрерывного медицинского образования. Ведущим андрагогическим принципом является принцип системности обучения. Системный подход к развитию образовательного континуума является одним из условий обеспечения конкурентоспособности учреждений отечественного здравоохранения в условиях современной экономики. В образовательной деятельности задействовано множество стейкхолдеров, преследующих разные интересы и воспринимающих ее под разными углами зрения. На фоне тенденций к широкому распространению сугубо формализованных методов обучения, оценке основных разделов образовательного процесса и его результатов совсем мало места остается проявлениям личной индивидуальности. Этот недостаток искупается применением методологии мягких систем, гибко сочетающей в себе преимущества системного и соционического подходов, которые позволяют гармонизировать влияющие на качество подготовки медицинских специалистов факторы, обеспечить построение индивидуальных образовательных траекторий, формировать навыки системного мышления и наращивать профессиональные компетенции.

Литература:

1. Зимина Э.В., Kочубей А.В., Конаныхина А.К., Наваркин М.В. Отечественная система подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения: SWOT-анализ. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20816

2. Бердутин В.А., Бердутина Э.В. Логистика прикладных решений для бережливого здравоохранения и соционическая типология. LAP LAMBERT Academic Publishing: Beau Bassin. 2020: 205.

3. Кузнецова О.В., Самойлов А.С., Романов С.В., Абаева О.П. От сертификации к аккредитации: история развития отечественного медицинского образования и перспективы перехода к системе НМО. Медицина экстремальных ситуаций. 2018; 20 (4): 551–558.

4. Романов С.В., Самойлов А.С., Кузнецова О.В., Абаева О.П. От сертификации к аккредитации: порядок подготовки и допуска медицинских работников к выполнению профессиональных обязанностей на протяжении последних тридцати лет: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: СпецЛит. 2018: 55 с.

5. Мурыгина М.М., Абаева О.П. Опыт организации работы в системе непрерывного медицинского образования на примере многопрофильной медицинской организации. Главврач. 2020; 3: 27–35.

6. Астанина С.Ю. Содержание биологической подготовки врачей в программах ординатуры. Сборник тезисов. Медицинское образование. 2015; VI Общероссийская конференция с международным участием 2–3 апреля 2015 г. Москва: 22–24.

7. Гриценко Л.И. Теория и практика обучения: интегративный подход. — Москва: Академия. 2008: 240 с.

8. Авдеев А.И., Золотухин О.В., Мадыкин Ю.Ю. Использование андрагогических подходов обучения как элемента воспитания в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования. Научно-практический семинар «Педагогические и психологические основы оптимизации образовательного процесса в высшей медицинской школе». Воронеж, 27 февраля 2019 г. Материалы научно-практического семинара. — Москва: Мир науки. 2019: 7–11.

9. Зимина Э.В., Горькова Т.Ю. Системный подход к профессиональной подготовке управленческих кадров для здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения. 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/219/lang,ru/

10. Бердутина Э.В., Бердутин В.А. Соционический подход к управлению персоналом медицинской организации: Учебное пособие / под ред. В.А. Соколова. — Нижний Новгород. 2016: 73 с.

11. Лушникова Д.В. Системный подход в развитии учебной мотивации к подготовке студентов к профессиональной деятельности. Сборник научно-методических статей преподавателей Красноярского медицинского техникума / под ред. Д.В. Лушникова; Красноярский медицинский техникум. — Красноярск. 2012: 65–69.

12. Checkland P., Poulter J. Learning for action: a short definitive account of soft systems methodology and its use for practitioners, teachers. — Сhichester. 2007: 31.

13. Ledington P. Soft systems methodology — core concepts. — San Francisco. 2014: 53.

14. Cundill G. et al. Soft systems thinking and social learning for adaptive management/ Conservation Biology. 2012; 26 (1): 13–20.

15. Water H. van de, Schinkel М., Rozier R. Fields of application soft systems thinking: a categorization of publications. The journal of the operational research society. 2007; 58 (3): 271.

16. Локтионов М.В. Мягкий системный подход в организационных исследованиях. Вопросы экономики и права. 2015; 1: 51–54.

17. Свистунов А.А. Имитационное обучение в системе непрерывного профессионального медицинского образования. — Москва. 2012: 120 с.

18. Латыпова А.Ф., Дорофеев А.В. Личностно-ориентированный подход в высшем профессиональном образовании: современные средства реализации. Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе: Сб. научных трудов. — Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ. 2014: 100–106.

19. Berdutin V. Socionic vision on Bioethics and Deontology. — Lap Lambert Academic Publishing. 2018: 394.

20. Berdutin V. Socionic Typology Helps Regulate Doctor-Patient Relationships. EC Nursing and Healthcare 2.4. 2020: 32–35.

1. Zimina E.V., Kochubey A.V., Konanykhina A.K., Navarkin M.V. The domestic system of training and continuing professional development of healthcare specialists: SWOT-analysis. Modern problems of science and education. 2015; No. 4.; http://science-education.ru/ru/article/view?id=20816

2. Berdutin V.A., Berdutina E.V. Logistics of applied solutions for lean healthcare and socionic typology. LAP LAMBERT Academic Publishing: Beau Bassin. 2020: 205 p.

3. Kuznetsova O.V., Samoylov A.S., Romanov S.V., Abaeva O.P. From certification to accreditation: history of the development of domestic medical education and prospects of transition to the CME system. Emergency medicine. 2018. Vol. 20. No. 4. Pp. 551-558.

4. Romanov S.V., Samoylov A.S., Kuznetsova O.V., Abaeva O.P. From certification to accreditation: the procedure for training and admission of medical workers to perform professional duties over the past thirty years. Manual / Saint Petersburg: SpetsLit, 2018. – 55 p.

5. Murygina M.M., Abaeva O.P. The experience of organizing work in the system of continuous medical education on the example of a multidisciplinary medical organization. Chief medical officer. 2020. No. 3. Pp. 27-35.

6. Astanina S.Yu. The content of biology training of doctors in resident programs. Book of abstracts. Medical education. 2015; VI All-Russian conference with international participation April 2-3, 2015, Moscow; pp. 22-24.

7. Gritsenko L.I. Theory and practice of learning: an integrative approach. Moscow: "Academy" Publishing center, 2008; 240 p.

8. Avdeev A. I., Zolotukhin O.V., Madykin Yu. Yu. The use of andragogical approaches to training as an element of education in the implementation of further professional education programs. Scientific and practical seminar "Pedagogical and psychological bases of optimization of educational process in higher medical school". Voronezh, February 27, 2019. Materials of the scientific and practical seminar. Moscow: Mir nauki, 2019; Pp. 7-11.

9. Zimina E.V., Gorkova T.Yu. A systematic approach to professional training of management personnel for healthcare. Social aspects of public health. 2010. http://vestnik.mednet.ru/content/view/219/lang,ru/

10. Berdutina E.V., Berdutin V. A. Socionic approach to personnel management of a medical organization: A textbook edited by associate professor V.A. Sokolov. N. Novgorod, 2016; 73 p. with illustrations.

11. Lushnikova D.V. A systematic approach to the development of educational motivation to prepare students for professional activities. Collection of scientific and methodological articles of teachers of the Krasnoyarsk Medical College / ed. D.B. Lushnikov; Krasnoyarsk Medical College; Krasnoyarsk, 2012; Pp. 65-69.

12. Checkland P., Poulter J. Learning for action: a short definitive account of soft systems methodology and its use for practitioners, teachers. Сhichester; 2007; 31 p.

13. Ledington P. Soft systems methodology - core concepts. San Francisco, 2014; 53 p.

14. Cundill G. et al. Soft systems thinking and social learning for adaptive management/ Conservation Biology. 2012. Vol. 26. No. 1; P. 13-20.

15. Water H. van de, Schinkel М., Rozier R. Fields of application soft systems thinking: a categorization of publications // The journal of the operational research society, Vol. 58, No. 3; 2007; 271 p.

16. Loktionov M.V. Soft systems approach in organizational research / Economic and legal issues. 2015; No. 1; Pp. 51-54.

17. Svistunov A.A. Simulation training in the system of continuing professional medical education. Moscow, 2012; 120 p.

18. Latypova A.F., Dorofeev A.V. Personal-oriented approach in higher professional education: modern means of implementation. Topical problems of mathematical education at school and higher educational institutions: Collection of scientific papers. Sterlitamak: Sterlitamak branch of the Bashkir State University, 2014; Pp. 100106.

19. Berdutin V. Socionic vision on Bioethics and Deontology. Lap Lambert Academic Publishing; 2018; 394 p.

20. Berdutin V. Socionic Typology Helps Regulate Doctor-Patient Relationships. EC Nursing and Healthcare 2.4; 2020; P. 32-35.

Перспективы дальнейшей модернизации здравоохранения РФ непосредственно связаны с подготовкой специалистов высокой квалификации, легко адаптирующихся в быстро меняющихся обстоятельствах, обладающих креативным мышлением, готовых брать на себя ответственность за результат и способных к коллективной деятельности. В связи с этим актуальной задачей отечественной системы профессионального образования, в том числе непрерывного медицинского образования (НМО), является поиск и безотлагательное внедрение инновационных организационно-образовательных технологий, отвечающих запросам практического здравоохранения [1–4].

В соответствии с положениями «Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» (приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926) именно процесс НМО призван обеспечивать формирование у медицинского работника профессиональных компетенций и квалификаций. В дополнение к профессиональной функции НМО обеспечивает выполнение медицинским работником социальной и личностной функции. Однако текущее состояние, а также особенности организации профессионального медицинского образования и функционирования существующей системы здравоохранения заставляют задуматься об эффективности предпринимаемых шагов по преобразованию системы подготовки медицинских кадров и НМО [5].

В системе дополнительного профессионального (последипломного) образования заказчиками образовательной услуги являются как макроэкономические субъекты: государство в лице Минздрава и органов управления здравоохранением в субъектах РФ, так и медицинские учреждения или иные организации, а также частные лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование. В настоящее время высшее медицинское образование на уровнях специалитета, ординатуры, дополнительной профессиональной подготовки подвергаются комплексному пересмотру в плане содержания и структуры образовательных программ, когда приоритетами являются:

1) компетентностный подход к разработке не только основных профессиональных образовательных программ в целом, но и содержания каждой включаемой в них учебной дисциплины;

Для Цитирования:
Виталий Анатольевич Бердутин, Александр Валерьевич Запорожцев, Возможности использования методологии мягких систем для подготовки медицинских кадров. ГЛАВВРАЧ. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: