Перспективы дальнейшей модернизации здравоохранения РФ непосредственно связаны с подготовкой специалистов высокой квалификации, легко адаптирующихся в быстро меняющихся обстоятельствах, обладающих креативным мышлением, готовых брать на себя ответственность за результат и способных к коллективной деятельности. В связи с этим актуальной задачей отечественной системы профессионального образования, в том числе непрерывного медицинского образования (НМО), является поиск и безотлагательное внедрение инновационных организационно-образовательных технологий, отвечающих запросам практического здравоохранения [1–4].
В соответствии с положениями «Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» (приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926) именно процесс НМО призван обеспечивать формирование у медицинского работника профессиональных компетенций и квалификаций. В дополнение к профессиональной функции НМО обеспечивает выполнение медицинским работником социальной и личностной функции. Однако текущее состояние, а также особенности организации профессионального медицинского образования и функционирования существующей системы здравоохранения заставляют задуматься об эффективности предпринимаемых шагов по преобразованию системы подготовки медицинских кадров и НМО [5].
В системе дополнительного профессионального (последипломного) образования заказчиками образовательной услуги являются как макроэкономические субъекты: государство в лице Минздрава и органов управления здравоохранением в субъектах РФ, так и медицинские учреждения или иные организации, а также частные лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование. В настоящее время высшее медицинское образование на уровнях специалитета, ординатуры, дополнительной профессиональной подготовки подвергаются комплексному пересмотру в плане содержания и структуры образовательных программ, когда приоритетами являются:
1) компетентностный подход к разработке не только основных профессиональных образовательных программ в целом, но и содержания каждой включаемой в них учебной дисциплины;