В отечественных и зарубежных исследованиях доказано, что риск неблагоприятных исходов беременности у женщин с сахарным диабетом 1-го типа (СД1) выше по сравнению с общей популяцией [1; 3–6; 8–10; 13]. Многие материнские и перинатальные осложнения зависят от декомпенсации углеводного обмена [12; 16; 19], а хороший метаболический контроль позволяет снизить их частоту [7; 14; 15; 18]. К сожалению, поддерживая жесткий контроль гликемии (см. таблицу), не удается избегать гипогликемических эпизодов, которые без адекватного лечения могут стать причиной серьезных осложнений со стороны матери и плода.
Так, гипогликемия у беременной женщины может служить причиной нарушения сознания, развития комы и даже ее гибели. Часто повторяющи еся эпизоды гипогликемии способны приводить к прогрессированию диабетической ретинопатии и нарушению когнитивных функций. Наибольшее число гипогликемических эпизодов имеет место с 7-й по 15-ю неделю беременности [17] по следующим причинам:
• интенсифицированная инсулинотерапия (ИИТ), направленная на обеспечение целевой нормогликемии (см. таблицу);
• повышенная чувствительность к инсулину;
• нарушение контррегуляционного гормонального ответа на гипогликемию;
• снижение клиренса инсулина;
• тошнота;
• рвота.
Частые гипогликемии матери могут служить причиной внутриутробной задержки развития плода, нарушения у него сердечного ритма [11; 17]. Кроме того, лечение гипогликемии часто проводится путем приема легкоусвояемых углеводов в избыточном количестве, что сопровождается рикошетной длительной гипергликемией и является причиной развития многоводия, отечности и макросомии плода. Следовательно, одним из условий обеспечения компенсации СД1 во время беременности является не только подбор оптимальной инсулинотерапии, сводящей к минимуму пики гипергликемии и риск развития гипогликемий, но и обучение пациенток грамотному лечению и профилактике гипогликемий.
Оценка эффективности лечения и профилактики гипогликемии у женщин с СД1 в первой половине беременности с помощью таблеток dглюкозы (декстрозы) по сравнению с привычными методами лечения легкоусвояемыми углеводами, а также выявление развития рикошетной гипергликемии после купирования гипогликемии.