— Насколько цифровизация реально помогает решать стратегические задачи предприятий, окупаются ли вложенные усилия?
— Консультируя компании по вопросам цифрового развития, я довольно часто сталкиваюсь с такой ситуацией: управленческие команды, подводя итоги стратегий предыдущего периода, вдруг неожиданно обнаруживают, что их стратегии реализованы благодаря не заранее продуманным стратегическим шагам, а совершенно иным факторам.
А средства, выделенные на реализацию формальных, красивых «стратегических» шагов, потрачены впустую. С учетом дефицита идей устойчивого развития бизнеса для собственников и акционеров история с не окупаемыми затратами дискредитирует вложения, усилия, вкладываемые в цифровизацию бизнеса и ее лидеров, несет разочарования и прямые бизнес-потери.
С моей точки зрения, существуют несколько стартовых вопросов, помогающих с большей вероятностью получить удовлетворение от стратегических вложений в цифру.
Предприятия осуществляют цифровизацию и цифровую трансформацию по разным причинам, например: конкурентная борьба и стремление продлить успех бизнеса (как вариант — создать новую бизнес-модель), желание разобраться с непонятной темой, мода и (или) хобби менеджмента, давление государства (регулятора), красивая обертка для выхода на продажу и др.
Три последних варианта не рассматриваем — они часто иррациональны или во многом диктуемы извне. Мы говорим про первый вариант, когда цифровизация рассматривается как инструмент увеличения прибыли, дивидендного дохода, устойчивого развития предприятия и др.
Устойчивое развитие предприятия — это способность компании рационально, на основе данных, управлять компанией, преодолевать кризисы жизненного цикла, выходя на новые бизнес-модели или сильно продляя жизнь текущих.
Первый и самый важный вопрос: на чем компания зарабатывает? Он чаще вводит собственников и менеджмент в длительные размышления, предположения и (или) политические игры. Хочется верить, что предприятие зарабатывает на эффективности производства или клиентской стратегии, а не, например, на GR-связи или информационной асимметрии непрозрачных рынков. Этот вопрос стоит разобрать для целенаправленного применения усилий. Бывает так, что вопрос необходимости цифровизации при всей ее глобальной актуальности и вовсе снимается с повестки в текущем контексте бизнеса.