По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.147: 611.08 DOI:10.33920/MED-12-2508-07

Возможности электронной образовательной среды в преподавании морфологических дисциплин

Якубенко Оксана Витальевна кандидат медицинских наук, доцент кафедры дефектологического образования, ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет", 644099, г. Омск, набережная Тухачевского, 14, e-mail: jakubenko_ov@mail.ru, ORCID 0000-0001-9035-5590

В условиях трансформации системы образования и подготовки молодых специалистов чрезвычайно актуальным является вопрос современного методического оснащения образовательного процесса. Изучение морфологических дисциплин представляет для студентов особую трудность, так как они преподаются на младших курсах, являются базовыми и закладывают прочный фундамент для изучения клинических дисциплин. Поэтому чрезвычайно важным аспектом является разработка качественного методического оснащения с опорой на визуализацию топографии различных органов и функциональных систем организма. Важную роль в этом могут играть современные цифровые ресурсы, специально разработанные с учетом профиля подготовки будущих специалистов и размещенные в электронной образовательной среде вуза. В статье описывается опыт разработки и использования электронного курса по дисциплине «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения». Приведены примеры организации лекционных, семинарских занятий, а также заданий для самостоятельной работы по изучению дисциплины. Приведен пример авторского курса, который проходит апробацию, а в дальнейшем регистрацию в качестве электронного образовательного ресурса, содержащего депонированные материалы.

Литература:

1. Асташов В. В., Козлов В. И., Кучук А. В., Цехмистренко Т. А., Зайко О. А., Рыжакин С. М., Дылдина Я. В., Рухадзе Д. Н. Использование технологии «Anatomage» при изучении топографии полости брюшины на занятиях по анатомии человека / Морфология. — 2019. Т. 155. — № 3. — С. 82–86. [Astashov V.V., Kozlov V. I., Kuchuk A.V., Tsekhmistrenko T. A., Zaiko O. A., Ryzhakin S. M., Dyldina Ia.V., Rukhadze D. N. Ispolzovanie tekhnologii «Anatomage» pri izuchenii topografii polosti briushiny na zaniatiiakh po anatomii cheloveka [The use of Anatomage technology in studying the topography of the peritoneal cavity in human anatomy classes] // Morfologiia [Morphology]. — 2019. — Vol. 155. — No. 3. — P. 82–86]. (In Russ.)

2. Галянская Е. Г., Лопанова Е. В. Организация самостоятельной работы студентов медицинского вуза на основе личностно-деятельностного подхода. В кн.: Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя медицинского вуза в условиях непрерывного образования. — Омск, изд-во ОмГМА, 2012. — С. 16–22. [Galianskaia E. G., Lopanova E.V. Organizatsiia samostoiatelnoi raboty studentov meditsinskogo vuza na osnove lichnostno-deiatelnostnogo podkhoda [Organization of independent work of medical university students based on a personal activity approach]. In: Psychological and pedagogical aspects of the activity of a medical university teacher in the context of continuing education. — Omsk, OmSMA Publishing House, 2012. — P. 16–22]. (In Russ.)

3. Горина А. В., Фролова П. И. Педагогическое сопровождение реализации студенческих социально значимых проектов. В кн.: Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии: Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Омск, изд-во Омского государственного университета путей сообщения, 2015. — С. 164–171. [Gorina A.V., Frolova P. I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie realizatsii studencheskikh sotsialno znachimykh proektov [Pedagogical support for the implementation of student socially significant projects]. In: Theory and Practice of the Welfare state in the Russian Federation: scientific and production potential and social technologies: Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. — Omsk, Omsk State University of Railway Transport, 2015. — P. 164–171]. (In Russ.)

4. Ожогова Е. Г., Намсинк Е. В. Профессионализм педагога при реализации основных функций профессионально-педагогической деятельности. В кн.: Детство, открытое миру: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. — Омск, изд-во Омского государственного педагогического университета, 2015. — С. 249–252. [Ozhogova E. G., Namsink E.V. Professionalizm pedagoga pri realizatsii osnovnykh funktsii professionalno-pedagogicheskoi deiatelnosti [Teacher professionalism in the implementation of the main functions of professional and pedagogical activity]. In: Childhood, open to the world: a collection of materials of the interregional scientific and practical conference. — Omsk, Publishing House of Omsk State Pedagogical University, 2015. — P. 249–252]. (In Russ.)

5. Путалова И.Н., Аксенова Н.П., Дзигилевич Т.С. Возрастающее значение анатомического музея в медицинском образовании// Морфология. — 2009. — Т. 136. — № 4. — С. 119. [Putalova I.N., Aksenova N.P., Dzigilevich T. S. Vozrastaiushchee znachenie anatomicheskogo muzeia v meditsinskom obrazovanii [The increasing importance of the anatomical museum in medical education] // Morfologiia [Morphology]. — 2009. — Vol. 136. — No. 4. — P. 119]. (In Russ.)

6. Путалова И. Н., Сусло А. П., Славнов А. А. Интерактивное обучение на кафедре анатомии человека// Морфология. — 2017. — Т.151. — № 3. — С. 97–98. [Putalova I. N., Suslo A. P., Slavnov A. A. Interaktivnoe obuchenie na kafedre anatomii cheloveka [Interactive learning at the Department of Human Anatomy] // Morfologiia [Morphology]. — 2017. — Vol. 151. — No. 3. — P. 97–98]. (In Russ.)

7. Путалова И. Н., Лопанова Е. В. Педагогическое сопровождение процесса дистанционного обучения студентов вуза. В кн.: Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя медицинского ВУЗа в условиях непрерывного образования. — Омск, изд-во ОмГМА, 2013. — С. 63–72. [Putalova I. N., Lopanova E.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie protsessa distantsionnogo obucheniia studentov vuza [Pedagogical support of the university students' distance learning process]. In: Psychological and pedagogical aspects of the activity of a medical university teacher in the context of continuing education. — Omsk, OmGMA Publishing House, 2013. — P. 63–72]. (In Russ.)

8. Фролова П. И. Организация образовательного процесса на основе ценностно-ориентированного содержания образования в процессе внедрения компетентностного подхода. В кн.: Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 12–13 апреля 2016 г. — М., изд-во «Ниц-Арт», 2016. — С. 557–563. [Frolova P. I. Organizatsiia obrazovatelnogo protsessa na osnove tsennostno-orientirovannogo soderzhaniia obrazovaniia v protsesse vnedreniia kompetentnostnogo podkhoda [Organization of the educational process based on the value-oriented content of education in the process of implementing the competence approach]. In: A child in the educational space of a megalopolis: proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, April 12–13, 2016. — Moscow, publishing house Nic-Art, 2016. –Pp. 557–563]. (In Russ.)

Процесс цифровизации современного российского общества предполагает активное использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов в системе высшего профессионального образования [1]. Это предполагает разработку и реализацию электронных образовательных курсов, которые содержат дополнительными материалами для организации самостоятельной работы студентов, а также оценки результатов усвоения ими основной образовательной программы [2].

На образовательном портале ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» размещены цифровые ресурсы, представляющие собой электронные курсы по каждой дисциплине учебного плана [3].

В основной образовательной программе студентов, обучающихся по направлению 44.03.03 «специальное (дефектологическое) образование», профилю «логопедия» в блок обязательной части входит модуль «Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога». Одной из учебных дисциплин этого модуля является «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения».

Дисциплина реализуется во 2-м семестре и включает 3 зачетные единицы (108 академических часов). Форма промежуточной аттестации — экзамен. 40 часов отведены на самостоятельную работу студентов, поэтому нуждаются в организации их методического сопровождения.

Электронный курс дисциплины включает несколько блоков. Первый — организационный раздел, который информирует студентов о продолжительности курса, форме промежуточной аттестации, фамилии лектора и преподавателя, проводящего семинарские занятия. Интерактивность курса обеспечивает возможность рассылки каждому студенту объявлений на его электронную почту.

Второй раздел содержит рабочую программу учебной дисциплины В ней указаны цели, задачи дисциплины, планируемые результаты ее освоения, принципы отбора содержания, образовательные технологии, которые применяются преподавателем на лекционных и семинарских занятиях, тематический план, основное содержание по изучаемым разделам и темам, перечень учебно-методического оснащения для организации самостоятельной работы студентов, методические указания для преподавателей и студентов по освоению дисциплины, рекомендуемая литература и электронные источники.

Для Цитирования:
Якубенко Оксана Витальевна, Возможности электронной образовательной среды в преподавании морфологических дисциплин. Терапевт. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: