Термин «мониторинг» широко употребляется в современных языках в достаточно широком смысле. Происходит термин от латинского слова monitor («наблюдение, контроль, предостережение»), являющегося производным от глагола monere («предостерегать»). Сам термин предполагает слежение за каким-то параметром (параметрами) и реакция на него при достижении этим параметром предельного значения. Автором под мониторингом понимается процесс сбора, обработки и регистрации информации о работе локомотива, диагностической информации о техническом состоянии локомотива и состоянии ремонтной инфраструктуры с целью принятия управленческих решений по сервисному техническому обслуживанию и ремонту локомотивов с целью поддержания их в исправном техническом состоянии.
Понятие «мониторинг» тесно связано с понятием «техническое диагностирование». Диагностирование — неотъемлемая часть мониторинга, решающая следующие три задачи: определение технического состояния локомотива (исправен — не исправен, работоспособен — не работоспособен, правильно функционирует — неправильно функционирует), локализация места отказа (с точностью до типа оборудования, узла, детали), прогнозирование работоспособности. В научной работе автора под диагностированием будет пониматься разовый, определенный временными рамками процесс, а под мониторингом — неопределенный конкретными временными рамками периодический процесс постоянного контроля и управления техническим состоянием локомотива (рис. 1).
Для мониторинга технического состояния локомотивов в каждом сервисном локомотивном депо созданы группы диагностики, которые по данным бортовых микропроцессорных аппаратно-программных модулей (АПК или МСУ) анализируют техническое состояние локомотивов, выявляют предотказные состояния, которые устраняются на ближайшем после обнаружения плановом виде ремонта или технического обслуживания. Наряду с собственно диагностированием локомотивов по данным АПК представляет интерес анализ режимов эксплуатации локомотивов: АПК предоставляют уникальную возможность проанализировать, какие режимы работы наиболее характерны для той или иной серии локомотивов. В настоящей статье приводятся результаты исследований для электровозов серии ВЛ80р.