По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.44 DOI:10.33920/med-08-2212-06

Возможность оптимизации гигиенического обучения сотрудников эпидемиологически значимых объектов с применением электронно-дистанционных технологий

Мызникова Ирина Александровна аспирант кафедры гигиенических дисциплин, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет», врач по общей гигиене, отделение по обеспечению надзора по гигиене питания, отдел гигиены и экспертиз, ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», 394038, г. Воронеж, ул. Космонавтов, д. 21, e-mail: yakimova.irene@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7901-4058

В настоящее время практически во всех сферах жизни активно используются цифровые технологии. Переход к массовой цифровизации информационного пространства, с одной стороны, облегчил выполнение многих задач, стоящих перед современным человеком, но, с другой — поставил перед ним иные, связанные с адаптацией привычных процессов к цифровому формату. Таким процессом является и педагогический, в частности система «обучающийся — преподаватель». Система профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, в свою очередь, также является педагогическим процессом, который в современных условиях, в том числе в связи с эпидемией, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, пришлось осуществлять на практике с использованием электронно-дистанционных технологий. В результате этого могут быть снижены качество и эффективность гигиенического обучения, что недопустимо в настоящих условиях, так как гигиеническое обучение является неотъемлемым компонентом медицинской профилактики, законодательно закрепленным в 1977 г. на Коллегии Минздрава России, и обязательным для сотрудников всех эпидемиологически значимых организаций, связанных с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, питьевой воды, воспитанием и обучением детей и подростков, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. В данной статье предпринята попытка обоснования зависимости качества оказания услуги «Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация» образовательной организацией в электронно-дистанционном формате от цифровой грамотности (цифровой компетентности) обучающихся с применением метода статистики и аналитического метода, а также предложены пути оптимизации педагогического процесса при использовании компьютерных технологий.

Литература:

1. Соломай Т. В., Сырцова М. А. Роль современных бизнес-технологий в организации профилактической работы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарный врач. 2016; 10: 7–12.

2. Гуменюк В. Т., Фетисова Г. К. Опыт внедрения новых информационных технологий и методических подходов в проведении гигиенического воспитания и обучения населения. Санитарный врач. 2017; 10: 74–78.

3. Булат Р. Е., Байчорова Х. С., Лебедев А. Ю., Поборчий А. В., Никитин Н. А. Особенности уровня готовности к применению дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения у различных категорий педагогических работников. Современные проблемы науки и образования. 2021; 2: 24. doi: 10.17513/spno.30596.

4. Соломай Т. В., Сырцова М. А. Комплексный подход к гигиеническому воспитанию в дошкольных образовательных организациях. Санитарный врач. 2014; 12: 40–43.

5. Мызникова И. А., Стёпкин Ю. И., Каменева О. В., Клепиков О. В., Ненахов И. Г. Система профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в Российской Федерации: становление и пути развития. Санитарный врач. 2022; 10: 786–794.

6. Сабадаж Т. В., Классина Т. Н. Профессиональная гигиеническая подготовка — одно из целенаправленных профилактических мероприятий в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Национальные приоритеты России. 2017; 4 (26): 157–160.

7. Родневская М. А., Никулин Н. Н., Гвоздев Е. Н. Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS. Наука в мегаполисе Sciencein a Megapolis. 2017; 4 (4): 2.

8. Абиссова М. А., Фокин Р. Р. Сервисы обучения информационным технологиям как методический фактор развития перспективных технологий обучения. Современное образование: содержание, технологии, качество. 2009; 1: 250–251.

9. Лангуев К. А., Богомолова Е. С. Гигиенические проблемы цифровой образовательной среды и пути их разрешения (обзор). Санитарный врач. 2022; 7: 483–491. doi: 10.33920/med-08-2207-05.

10. Каюгина С. М. Формирование цифровых компетенций у людей «третьего возраста». Мир науки, культуры, образования. 2020; 2 (81): 242–244. doi: 10.24411/1991-5497-2020-00278.

11. Касьянова Т. И., Воронина Л. И. Занятость и готовность к обучению граждан пожилого возраста в условиях цифровизации: состояние, проблемы, перспективы. Социум и власть. 2020; 6 (86): 7–16. doi: 10.2 2394/1996-0522-2020-6-07-16.

12. Улина Н. В., Каменева О. В. Совершенствование системы профессиональной гигиенической подготовки. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; 57: 114–118.

1. Solomay T.V., Syrtsova M.A. The role of modern business technologies in the organization of preventive work in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016;10: 7-12. (in Russian)

2. Gumenyuk V.T., Fetisova G.K. Experience in the introduction of new information technologies and methodological approaches in conducting hygienic education and training of the population. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2017;10: 74-78. (in Russian)

3. Bulat R.E., Baichorova H.S., Lebedev A.Yu., Poborchiy A.V., Nikitin N.A. Features of the level of readiness for the use of distance learning technologies in full-time education for various categories of teaching staff. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija (Modern problems of science and education). 2021;2:24. (in Russian) doi 10.17513/spno.30596.

4. Solomay T.V., Syrtsova M.A. An integrated approach to hygienic education in preschool educational organizations. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2014;12: 40-43. (in Russian)

5. Myznikova I.A., Stepkin Yu.I., Kameneva O.V., Klepikov O.V., Nenakhov I.G. The system of professional hygienic training and certification in the Russian Federation: formation and ways of development. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2022;10: 786-794. (in Russian)

6. Sabadazh T.V., Klassina T.N. Professional hygienic training is one of the targeted preventive measures in ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the population. Nacional'nye prioritety Rossii (National priorities of Russia). 2017; 4(26):157-160. (in Russian)

7. Rodnevskaya M.A., Nikulin N.N., Gvozdev E.N. International study of computer and information literacy icils. Nauka v megapolise Sciencein a Megapolis (Science in a megapolis Sciencein a Megapolis). 2017; 4(4): 2. (in Russian)

8. Abissova M.A., Fokin R.R. Information technology training services as a methodological factor in the development of promising learning technologies. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tehnologii, kachestvo (Modern education: content, technology, quality). 2009; 1: 250-251. (in Russian)

9. Languev K.A., Bogomolova E.S. Hygienic problems of the digital educational environment and ways to solve them (review). Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2022; 7:483-491. (in Russian) doi: 10.33920/med08-2207-05

10. Kayugina S.M. Formation of digital competencies in people of the "third age". Mir nauki, kul'tury, obrazovanija (The world of science, culture, education). 2020; 2 (81): 242-244. (in Russian) doi: 10.24411/19915497-2020-00278

11. Kasyanova T.I., Voronina L.I. Employment and readiness for training of elderly citizens in the conditions of digitalization: state, problems, prospects. Socium i vlast' (Society and power). 2020; 6 (86): 7-16. (in Russian) doi: 10.22394/1996-0522-2020-6-07-16

12. Ulina N.V., Kameneva O.V. Improvement of the system of professional hygienic training. Nauchnomedicinskij vestnik Central'nogo Chernozem'ja (Scientific and Medical Bulletin of the Central Chernozem region). 2014; 57: 114-118. (in Russian)

Современное общество стало претерпевать стремительные изменения с развитием компьютерных технологий, которые, в свою очередь, открыли для человека огромное количество новых возможностей. В настоящее время информационные технологии проникают практически в любую сферу жизни каждого из нас, в том числе в сферу профессиональной деятельности, что значительно упрощает выполнение профессиональных задач, однако требует особых навыков в обращении с компьютером. Особо острой сейчас является проблема цифровой компетентности кадрового потенциала практически любой организации [1].

Большое изменение с переходом от промышленного века к информационному претерпела сфера образования: в образовательный процесс активно внедряются компьютерные технологии, стала реальной возможность дистанционного обучения посредством интернет-связи. Необходимость внедрения дистанционных технологий в педагогический процесс укрепилась в современном обществе с началом пандемии, вызванной возбудителем новой коронавирусной инфекции COVID-19 и масштабными ограничениями, связанными с ней. В 2019 г. на мир обрушилась пандемия, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, что сделало переход к удаленному способу обучения единственным возможным вариантом получения данной образовательной услуги. В результате невозможности приостановки учебного процесса на неопределенный период времени учебные заведения в очень короткие сроки перешли к дистанционному (удаленному) способу осуществления педагогического процесса, в результате чего возникли определенные трудности, среди которых — уровень цифровой компетентности субъектов педагогического процесса, который оказывает воздействие на эффективность обучения: процесс дистанционного обучения подразумевает определенную последовательность операций при осуществлении какой-либо задачи, и от правильного их выполнения зависят результаты обучения в данном случае [2, 3].

Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация, в свою очередь, также являются педагогическим процессом, направленным на формирование комплекса знаний санитарно-эпидемиологического профиля у сотрудников организаций, связанных с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, питьевой воды, воспитанием и обучением детей и подростков, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Система профессиональной гигиенической подготовки и аттестации была принята в России в 1977 г. на Коллегии Минздрава России в связи с необходимостью осуществления гигиенического обучения и воспитания сотрудников эпидемиологически значимых объектов и в настоящее время законодательно регламентирована ст. 36 федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказом Минздрава России от 29.06.2000 № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», а также некоторыми другими нормативными документами санитарно-эпидемиологического профиля [4]. Данная система была разработана и внедрена в практическую деятельность здравоохранения для повышения санитарной культуры населения, так как большую его часть составляют граждане трудоспособного возраста, занятые на вышеуказанных работах. На сегодняшний день для получения допуска к профессиональной деятельности сотрудник любого эпидемиологически значимого объекта с определенной периодичностью (в том числе при поступлении на работу) должен проходить гигиеническое обучение на базе организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, чаще всего — на договорной основе, где заказчиком является работодатель [5]. Проанализировав многочисленные научные исследования специалистов по данному направлению, можно судить об эффективности и значимости существующей системы профессиональной гигиенической подготовки и аттестации для формирования здоровьесберегающих навыков у населения и профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний [4]. Стоит отметить, что в соответствии с действующей нормативной документацией на сегодняшний день существует приоритет прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации 100 % сотрудников эпидемиологически значимых объектов, и выполнение данного показателя контролируется органами Роспотребнадзора при проведении контрольно-надзорных мероприятий в соответствии со ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Результаты успешно пройденного обучения вносятся в личную медицинскую книжку соответствующего лица в виде штампа организации, оказывающей услугу, и голографической печати на с. 28 [5, 6].

Для Цитирования:
Мызникова Ирина Александровна, Возможность оптимизации гигиенического обучения сотрудников эпидемиологически значимых объектов с применением электронно-дистанционных технологий. Санитарный врач. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: