Современное общество стало претерпевать стремительные изменения с развитием компьютерных технологий, которые, в свою очередь, открыли для человека огромное количество новых возможностей. В настоящее время информационные технологии проникают практически в любую сферу жизни каждого из нас, в том числе в сферу профессиональной деятельности, что значительно упрощает выполнение профессиональных задач, однако требует особых навыков в обращении с компьютером. Особо острой сейчас является проблема цифровой компетентности кадрового потенциала практически любой организации [1].
Большое изменение с переходом от промышленного века к информационному претерпела сфера образования: в образовательный процесс активно внедряются компьютерные технологии, стала реальной возможность дистанционного обучения посредством интернет-связи. Необходимость внедрения дистанционных технологий в педагогический процесс укрепилась в современном обществе с началом пандемии, вызванной возбудителем новой коронавирусной инфекции COVID-19 и масштабными ограничениями, связанными с ней. В 2019 г. на мир обрушилась пандемия, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, что сделало переход к удаленному способу обучения единственным возможным вариантом получения данной образовательной услуги. В результате невозможности приостановки учебного процесса на неопределенный период времени учебные заведения в очень короткие сроки перешли к дистанционному (удаленному) способу осуществления педагогического процесса, в результате чего возникли определенные трудности, среди которых — уровень цифровой компетентности субъектов педагогического процесса, который оказывает воздействие на эффективность обучения: процесс дистанционного обучения подразумевает определенную последовательность операций при осуществлении какой-либо задачи, и от правильного их выполнения зависят результаты обучения в данном случае [2, 3].
Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация, в свою очередь, также являются педагогическим процессом, направленным на формирование комплекса знаний санитарно-эпидемиологического профиля у сотрудников организаций, связанных с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, питьевой воды, воспитанием и обучением детей и подростков, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Система профессиональной гигиенической подготовки и аттестации была принята в России в 1977 г. на Коллегии Минздрава России в связи с необходимостью осуществления гигиенического обучения и воспитания сотрудников эпидемиологически значимых объектов и в настоящее время законодательно регламентирована ст. 36 федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказом Минздрава России от 29.06.2000 № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», а также некоторыми другими нормативными документами санитарно-эпидемиологического профиля [4]. Данная система была разработана и внедрена в практическую деятельность здравоохранения для повышения санитарной культуры населения, так как большую его часть составляют граждане трудоспособного возраста, занятые на вышеуказанных работах. На сегодняшний день для получения допуска к профессиональной деятельности сотрудник любого эпидемиологически значимого объекта с определенной периодичностью (в том числе при поступлении на работу) должен проходить гигиеническое обучение на базе организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, чаще всего — на договорной основе, где заказчиком является работодатель [5]. Проанализировав многочисленные научные исследования специалистов по данному направлению, можно судить об эффективности и значимости существующей системы профессиональной гигиенической подготовки и аттестации для формирования здоровьесберегающих навыков у населения и профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний [4]. Стоит отметить, что в соответствии с действующей нормативной документацией на сегодняшний день существует приоритет прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации 100 % сотрудников эпидемиологически значимых объектов, и выполнение данного показателя контролируется органами Роспотребнадзора при проведении контрольно-надзорных мероприятий в соответствии со ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Результаты успешно пройденного обучения вносятся в личную медицинскую книжку соответствующего лица в виде штампа организации, оказывающей услугу, и голографической печати на с. 28 [5, 6].