По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85:669.02

Воздуходувные машины доменных печей завода Новороссийского Общества переходного периода

Мартыненко В. А. инженер, заслуженный член Российского геральдического общества, член Донбасского географического общества, Е-mail: 2102566@rambler.ru
Сидоров В. А. д-р техн. наук, профессор, Е-mail: sidorov_va58@mail.ru, Донецкий национальный технический университет, 283001, Донецк, ул. Артёма, 58

История возникновения и развития Донецка со дня основания связана с доменным производством, которое при использовании кокса требует подачи большого количества воздуха (дутья), желательно предварительно нагретого. Промышленная революция начала XIX в. привела к широкому использованию паровых машин в промышленности, в частности для подачи дутья в доменную печь. Первая доменная печь, построенная Джоном Юзом в 1870 г., была оснащена паровой машиной. На заводе увеличивалось количество доменных печей, их объем, для этого были необходимы более совершенные машины. Горизонтальные воздуходувные машины сменились вертикальными, а далее появились центробежные турбовоздуходувки. Изменения в конструкторских решениях воздуходувок переходного периода окончания XIX — начала XX в. рассмотрены на примере технического оснащения воздуходувной станции Донецкого металлургического завода (завод Новороссийского Общества).

Литература:

1. Беккерт Манфред. Железо: Факты и легенды / М. Беккерт; пер. с нем. Г. Г. Кефера. — Москва: Металлургия, 1984. — 232 с.: ил.; 20см.

2. Брандт А. А. Очерк истории паровой машины и применения паровых двигателей в России / А. А. Брандт. — СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1892. — 70 с.: ил., табл.

3. История Донецка. Эл. ресурс. URL: https://doneck-news.com/main/letopis-donetska/10416-kak-na-yuzovskom-zavode-pervyy-chugun-vyplavlyali.html#ixzz7uXaUkT6L (дата обращения: 20.07.2024).

4. Тиме И. А. Очерк современного состояния горнозаводского дела в Донецком бассейне / Ив. Тиме, проф. Горного ин-та. — Санкт-Петербург: Типография и хромолитография А. Траншель, 1889. — [2], III, [1], IX, [1] 230 с., [13] л. табл.

5. История Донецка. Эл. ресурс. URL: https://www.gracesguide.co.uk/File:IM1898EnV86-Lilleshall.jpg. (дата обращения: 20.07.2024).

6. Вертикальные комбинированные дутьевые двигатели. Эл. ресурс. URL: https://www.gracesguide.co.uk/Lilleshall_Co. (дата обращения: 20.07.2024).

7. История Донецка. Эл. ресурс. URL: https://www.gracesguide.co.uk / File: Im1903EnV95-p174.jpg. (дата обращения: 20.07.2024).

8. История Донецка. Эл. ресурс. URL: https://autoblogcar.ru/engine/105-pareturbi (дата обращения: 20.07.2024).n.html.

9. Рис В. Ф. Эксплуатация доменных воздуходувок [Текст] / Канд. техн. наук доц. В. Ф. Рис. — Свердловск; Москва: Металлургиздат, 1948 (Свердловск: 5-я тип. треста «Полиграфкнига»). — 216 с.

Индустриальная история города Донецка неразрывно связана с появлением и работой на металлургическом заводе Новороссийского Общества доменных печей. Развитие технологии производства чугуна в середине XIX в. требовало подачи дутья (нагретого воздуха) в достаточно большом объеме. Для этого использовались воздуходувные машины различной конструкции и производительности. Эти машины требовалось доставить в донецкую степь, собрать, отладить и обеспечить их непрерывную работу. Вопросы, решаемые при этом, при отсутствии железной дороги — сложная технологическая задача и для современного времени. Поэтому рассмотрение последовательности используемых воздуходувных машин на заводе Юза позволит уточнить некоторые технические и технологические аспекты доменной плавки и пути их решения.

Прямым следствием активного развития металлургии начала XVII в. стал энергетический кризис, охвативший всю Западную Европу. В результате вырубки высококачественной древесины для выжига древесного угля в Англии, Германии, Франции и других странах были уничтожены сотни тысяч гектаров леса. В 1615 г. в Англии был принят закон о полном запрещении использования дров даже для целей отопления жилищ и о переходе на применение каменного угля. Вскоре аналогичные акты были приняты и в других европейских странах.

Твердое топливо доменных печах выполняло многочисленные специфические функции. Найти замену древесному углю оказалось чрезвычайно сложно, и поиски заняли более столетия. После долгих попыток заменить древесный уголь каменноугольным коксом удалось английскому промышленнику Дерби (1735 г.). Множество гравюр подтверждают, что в то время доменная печь имела одну или две фурмы [1]. Вначале широкое использование кокса сдерживалось малой мощностью воздуходувных средств. Развитие этой технологии началось в 1755 г. после установки воздуходувок с паровым приводом (рис. 1). В 1790 г. в Великобритании работало 106 доменных печей, в 81 из которых использовался кокс.

Применение Нельсоном Джеймсом на заводе Клайд в Шотландии горячего дутья с температурой 150 °С увеличило производительность печи и снизило удельный расход топлива на 36%. В 1857 г. Каупер Эдуард Алфред построил известный до сегодняшнего дня кирпичный регенеративный воздухонагреватель, названный по его имени — воздухонагреватель Каупера. В 1886 г. во Франции начались работы по применению доменного газа для привода воздуходувок, три года спустя в Бельгии была пущена газовоздуходувная машина. В 1871 г. Бессемер Г. получил патент на применение повышенного давления в рабочем пространстве доменной печи.

Для Цитирования:
Мартыненко В. А., Сидоров В. А., Воздуходувные машины доменных печей завода Новороссийского Общества переходного периода. Главный механик. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: