В настоящий момент в РФ конкуренция в строительной отрасли характеризуется как высокая. В строительстве осуществляет деятельность множество компаний как крупных, занимающихся возведением объектов по всей стране (к примеру, «ЛСР», ГК «СГМ», «ФСК Лидер» и др.) и заканчивая небольшими, специализирующимися на отдельно взятых районах.
Термин «Конкуренция» произошел от латинского «concurrere» — «сталкиваться», «соперничать». Основная суть понятия заключается в борьбе производителей товаров. В рамках конкурентной борьбы представители бизнеса стремятся предложить клиентам услуги и товары высокого качества по оптимальной цене, чтобы именно их предложение вызвало наибольший интерес.
Конкуренция оказывает положительное воздействие как на производителей услуг и товаров, так и на потребителей. Однако она имеет и недостатки. Конкуренция отрицательно влияет на стабильность экономики. Под давлением рынка слабые компании, которые не успели укрепить позиции, прекращают деятельность, сильные же наоборот усиливают.
Рыночная конкуренция обладает такими функциями как:
• Определение/установление рыночной стоимости на товары/услуги.
• Регулирование перемещения финансовых потоков между отраслями.
• Распределение прибыли (на основании трудозатрат), выравнивание индивидуальной стоимости.
— Совершенная конкуренция.
Это борьба в условиях рынка, каждому участнику отводится своя небольшая доля. В этом случае они не устанавливают собственные условия продажи/покупки товаров и услуг.
— Несовершенная конкуренция.
Конкуренцию относят к несовершенной, когда отдельно взятый производитель может осуществлять контроль за ценами, повышая или напротив понижая их.
Для того чтобы быть конкурентоспособной, компания должна оперативно адаптироваться под происходящие изменения, уметь грамотно использовать перемены и при необходимости терпеть трудности. На рынке постоянно происходят изменения — одни компании уходят, другие приходят им на смену. Регионы страны тоже претерпевают изменения — в лучшую либо худшую сторону. Перемены в экономике оказывают значительное воздействие на бизнес (преимущественно на небольшие компании).