По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 796

Вовлечение школьников в занятия техническими и военно-прикладными видами спорта в Кузбассе

Ореховская Е. В. ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово, Россия, E-mail: yamantaka.j@yandex.ru
Анискова С. С. ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово, Россия, E-mail: aniskova.13@mail.ru
Вологжанина Е. В. ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово, Россия, E-mail: vologhanina@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы вовлечения школьников Кузбасса в занятия техническими и военно-прикладными видами спорта как эффективного средства патриотического воспитания и физической подготовки. Анализируются существующие программы, направленные на развитие у молодежи навыков, необходимых для военной службы, и укрепление патриотического сознания. Особое внимание уделяется взаимодействию образовательных учреждений с воинскими частями и социальными организациями, а также роли технических видов спорта в формировании инженерных и технических компетенций у школьников. Оценивается влияние данных программ на физическое и моральное развитие молодежи и предлагаются рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы в этом направлении.

Литература:

1. Богданов, И. В. Эффективное взаимодействие гражданских и воинских организаций в системе физической подготовки молодежи для службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации // Наука и школа. — 2017. — № 2. — С. 148–155.

2. Попков, А. А., Ульянов, Д. А. Физкультурно-спортивная работа военно-прикладной направленности учащейся молодежи в Волгоградской области // Теория и практика физической культуры. — 2014. — № 5. — С. 39–42.

3. Мерзлякова, Г. В., Михалева, Е. И. О возможности применения социотехнологических форм в патриотическом воспитании современной молодежи // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2024. — Т. 34. – № 2. — С. 203–216.

4. Галушина, П. С., Неверова, О. П., Ручкин, А. В., Смирнова, И. Ю. и др. Реализация молодежной политики в сфере патриотического воспитания в системе образования // Международный научный вестник. — 2024. — № 8. — С. 41–48.

5. Галимов, Е. Ф. Спортизация учреждений Свердловской области как условие реализации личностного развития школьников // Педагогическое образование в России. — 2024. — № 2. — С. 102-107.

6. Патриотическое воспитание молодежи Кузбасса // Администрация Ижморского муниципального округа. [Электронный ресурс]. URL: https://ijmorka.ru/military_commissariat/patriotic_education_of_ Kuzbass_youth/?ELEMENT_ID=28308 (дата обращения: 18.01.2025)

7. Urych, I., Matyasik, G. Preparing youth for defence: Socialisation, education, and training of young people in Europe for national security // Security and Defence Quarterly. — 2022. — Т. 38. — №2. — С. 1–15. doi.org/10.35467/sdq/149891

В современных условиях патриотическое воспитание школьников играет ключевую роль в подготовке будущих защитников Родины. Вопросы формирования у молодежи ответственности за будущее страны и готовности к выполнению гражданских и воинских обязанностей являются приоритетными задачами образовательных программ. Это связано не только с важностью морального и духовного воспитания, но и с необходимостью подготовки молодежи к реальной службе в Вооруженных силах. Патриотическое воспитание направлено на то, чтобы формировать у школьников осознанное отношение к своей гражданской позиции и понимание важности службы Родине. Одним из эффективных способов реализации этого процесса является вовлечение школьников в занятия техническими и военно-прикладными видами спорта. В Кузбассе этим направлениям уделяется значительное внимание, что обусловлено стратегическими задачами региона по развитию оборонной и промышленной мощи страны.

Региональные власти и образовательные учреждения активно развивают соответствующие программы, привлекая молодежь к участию в соревнованиях, тренировках и учебных сборах. Эти мероприятия становятся важным инструментом формирования не только физической, но и моральной готовности к защите Родины. При этом занятия военно-прикладными и техническими видами спорта способствуют развитию ключевых навыков, необходимых для будущих защитников, что включает физическую выносливость, умение работать в команде, быстро принимать решения и справляться с психологическими нагрузками. Эти навыки жизненно важны не только для тех, кто планирует связать свою жизнь с военной службой, но и для молодежи, которая стремится активно участвовать в жизни общества и вносить вклад в развитие страны.

К военно-прикладным видам спорта относятся, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года №695: армейский рукопашный бой; военно-прикладной спорт; военно-спортивное многоборье; гребля на шлюпках; гребно-парусное двоеборье; международное военно-спортивное многоборье; стрельба из штатного или табельного оружия, оказывают значительное влияние на физическое и моральное развитие школьников. В регионе создано более 543 военно-патриотических клубов, в которых учащиеся получают не только теоретические знания о военной службе, но и принимают участие в практических занятиях. Программы включают занятия по тактической подготовке, стрельбе, ориентированию на местности, преодолению полосы препятствий и другим дисциплинам, которые развивают физические и психологические качества. Эти мероприятия способствуют воспитанию у школьников таких качеств, как дисциплина, ответственность, выносливость и умение работать в команде. Военно-патриотическое воспитание учит молодежь быстрому принятию решений в условиях стресса, что особенно важно в военной службе, где от бойцов требуется оперативная реакция на изменяющиеся обстоятельства и умение справляться с напряжением [6].

Для Цитирования:
Ореховская Е. В., Анискова С. С., Вологжанина Е. В., Вовлечение школьников в занятия техническими и военно-прикладными видами спорта в Кузбассе. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: