Рынок биологически активных добавок (БАД) и витаминов в России демонстрирует устойчивый рост, подтверждаемый как потребительским спросом, так и объемами продаж. Исследования показывают, что более половины (59%) населения страны являются активными покупателями этой продукции [2]. При этом значительная часть потребителей готова на существенные траты: от 3 до 5 тыс. руб. ежемесячно выделяет каждый третий, а свыше 5 тыс. — каждый четвертый опрошенный. Динамика рынка остается положительной даже в условиях общей экономической нестабильности и ухода ряда международных компаний (рис. 1, 2 [1]). Так, за три квартала 2023 года было реализовано 360 млн упаковок БАД на сумму 96,2 млрд руб., что на 16 и 6% превышает показатели аналогичного периода 2022 года в денежном и натуральном выражении соответственно. Визуализированная динамика спроса (рис. 3) также наглядно свидетельствует о тенденции к увеличению [1; 2].
Биологически активные вещества (БАВ) — это химические соединения, которые при определенной концентрации оказывают сильное воздействие на физиологические процессы. Их спектр чрезвычайно широк: от естественных регуляторов (ферментов, гормонов, витаминов) до искусственно созданных соединений (антибиотиков, стимуляторов роста, гербицидов, инсектицидов). Все многообразие БАВ классифицируется по происхождению на биогенные (образованные живыми организмами) и абиогенные (рис. 4 [5]). Вещества, поступающие из внешней среды (экзогенные), в основном играют профилактическую и стимулирующую роль.
Перспективным источником для получения таких веществ становятся водные биоресурсы Дальнего Востока, запасы которых осваиваются все активнее [3]. Наличие этой сырьевой базы открывает производителям возможность разрабатывать широкий ассортимент продуктов, содержащих незаменимые и полезные для здоровья человека компоненты.
Подавляющее большинство жителей России (82%) на постоянной основе приобретают витаминно-минеральные комплексы и БАДы, рассматривая их как инструмент поддержания здоровья. Исследование, проведенное компанией Ingate, позволило выявить и классифицировать наиболее распространенные причины таких покупок, представленные в таблице 1 [1].