По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 281.911

Восточное папство?

епископ Дионисий Алферов Русская православная церковь за рубежом, 75 East 93rd Street, New York, NY, 10128, U.S.A. E-mail: webmaster@synod.com

Основательное исследование истории главной православной церкви — Константинопольской. Автор использует большое количество сведений о взаимоотношениях Константинопольского патриархата с христианскими общинами, светской властью, а также с другими епископами, в том числе римским. Сделан вывод об особой роли, которую сыграло патриаршество в процессе обмирщения церковной жизни и контроля над нею антихристианских сил.

Статья поступила 10.09.2018 г.

Конечно, причины разрыва Рима с Константинополем в XI в. были разнообразными и не сводимы только к соперничеству патриархатов. Сказалось культурное различие греков и латинян, разница в национальной психологии и менталитете. Но Константинопольский престол сыграл в этом роковом разрыве свою ведущую роль, так же как и до этого в разрыве с негреческим христианским Востоком. Впоследствии, декларируя на словах борьбу за церковную свободу от папских притязаний, Константинопольский патриархат скорее боролся за утверждение собственной власти над всем Востоком, во многом аналогичной власти папской. Орудием этой борьбы были многообразные интриги византийского образца и поддержка в народных массах религиозно окрашенного греческого шовинизма. (Кстати, западное папство было свободно от какого-то итальянского национального шовинизма.) Да, с Римом были догматические различия, самым значительным из которых на тот момент был вопрос об исхождении Святого Духа. (Это в наши дни римокатоликов от православных отделяют еще и новые латинские догматы о Богородице, о чистилище и о папском примате, в совокупности, вероятно, более серьезные). До XI в. эти различия спокойно терпелись и не выносились на широкую публику, ибо были понятны лишь узкому кругу богословов. После Керуллария в борьбу патриархатов вовлекаются народные массы под флагом борьбы с ересью. Подобным образом в свое время лидеры монофизитства вовлекли массу простонародья и монашества в борьбу против «ереси Нестория и Халкидона» за свое «кирилловское православие». И если в XI в. список латинских ересей составлял всего три пункта, то уже к XII в. он расширился до 60 с лишним. Хотя при этом параллельно продолжались переговоры о «соединении церквей» и в XII, и в XIII, и в XIV вв., и вплоть до самой Флорентийской унии и падения Константинополя. Простые прихожане воспитывались в обрядовом благочестии и неприязни ко всем чужим, а церковные верхи вели свою политическую игру, пытаясь воспользоваться при случае и услугами «еретиков-латинян», когда это было им выгодно. Все, как и теперь.

Для Цитирования:
епископ Дионисий Алферов, Восточное папство?. Вопросы культурологии. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: