Среди злокачественных опухолей рак гортани — сравнительно частое заболевание. Впервые хирургические вмешательства по поводу рака гортани были произведены в конце 19 века. В 1873 году Н. Бильрот произвел первое полное удаление гортани. В России впервые операцию удаления гортани сделал русский хирург П.Я. Мультановский.
Удаление злокачественной опухоли (тотальное удаление гортани) нарушает у больного функцию дыхания (трахея разобщается с глоткой и дыхание происходит через трахеостому), а также лишает его голоса при сохранности артикуляционного аппарата и нейрофизиологических механизмов речи.
Вопрос о необходимости восстановления голоса у лиц перенесших полное удаление гортани, поднимался в России уже в начале 20 века.
В 1910 году А.Ф. Иванов писал, что завершающим этапом после полного удаления гортани является проведение специального обучения в раннем послеоперационном периоде, так как речь ларингэтомированных может быть доведена до высокой степени совершенства и близко приближаться к нормальной.
Ранняя диагностика своевременное комплексное лечение (лучевая терапия, хирургическое лечение, химиотерапия) позволяют улучшить прогноз дальнейшей судьбы больного.
Восстановление звучной речи у лиц, представляет собой сложный комплексный процесс создания компенсаторного фонационного органа и перестройки условно рефлекторных связей в центральной нервной системе, которые существовали до операции, при сохранном артикуляционном аппарате и нейрофизиологических механизмах речи. Речевое общение может быть восстановлено только посредством образования псевдоголоса. Для появления псевдоголоса необходимо создание нового физиологического образования в пищеводе — псевдоголосовой щели на уровне 5–6 позвонков. В момент фонации, то есть при произнесении слова, происходит смыкание передней, задней и боковых стенок пищевода, размыкаемых воздухом из низлежащих отделов. Наличие небольшого количества воздуха в пищеводе имеется у всех людей, а специальные тренировки помогают увеличить его объем. Пациент еще в дооперационном периоде — после установления диагноза и решения вопроса о необходимости хирургического вмешательства — должен знать о возможности восстановления звучной речи, то есть о целесообразности проведения восстановительных логопедических занятий в послеоперационном периоде.