По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347 DOI:10.33920/nik-02-2311-05

Воспитательный потенциал современного отечественного телевидения

Барышников Кирилл Борисович кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: poljanak1968@mail.ru

В статье рассматривается и анализируется актуальная проблема современности: роль и значение экранных СМИ в процессе личностного формирования, идейно-нравственного и духовного воспитания подрастающих поколений нашей страны. Показано, что зрительский интерес, отношение зрительской аудитории к телевизионной продукции находит объективное отражение в их рейтингах, показателях посещаемости тематических Интернет-платформ (видео-хостингов и видео-порталов) и представленного экранного видео-контента (авторских видеосюжетов и репортажей, авторских программ и фильмов различных экранных жанров, анимационных экранных произведений, рекламного контента), которые в свою очередь зависят от социальных, тематических, эстетических параметров, элементов структуры телевизионных программ и телепередач, а также особенностей и специфики работы телеведущих, их имиджевых критериев и параметров, активно влияющих на все уровни удовлетворения зрительских потребностей и запросов.

Литература:

1. Барышников К.Б., Нарциссова С.Ю. Социокульутрный фенонмен телевидения. — М.: МНЭПУ, 2020. — 249 с.

2. Гегелова Н.С., Исмаилова А.А. Учебное телевидение в росийских вузах // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика, 2016. — С. 175–180.

3. Гегелова Н.С. Культурно-просветительская миссия отечественного телевидения. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук// РУДН, 2012. — 389 с.

4. Головин Ю.А., Коханая О.Е. Цифровые медиа как мощный фактор воздействия на поведение детей и подростков // Челябинский гуманитарий. — 2021. — № 4 (57). — С. 28–37.

5. Коханая О.Е. Цифровые медиа как фактор, провоцирующийдевиантное поведение несовершеннолетних // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2022. — № 1. — С. 30–38. [Электронный ресурс] — URL: https:// journals.mosgu.ru/trudy/issue/view/110/showToc (дата обращения 18.06.2023).

6. Цвик В.Л. Журналист с микрофоном. М.: МНЭПУ, 2000. — 59 с.

1. Baryshnikov K.B., Nartsissova S.YU. Sotsiokul'utrnyy fenonmen televideniya. — M.: MNEPU, 2020. — 249 s.

2. Gegelova N.S., Ismailova A.A. Uchebnoye televideniye v rosiyskikh vuzakh // Vestnik RUDN. Seriya: Literaturovedeniye. Zhurnalistika, 2016. — S. 175–180.

3. Gegelova N.S. Kul'turno-prosvetitel'skaya missiya otechestvennogo televideniya. Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni doktora filologicheskikh nauk// RUDN, 2012. — 389 s.

4. Golovin YU.A., Kokhanaya O.Ye. Tsifrovyye media kak moshchnyy faktor vozdeystviya na povedeniye detey i podrostkov // Chelyabinskiy gumanitariy. — 2021. — № 4 (57). — S. 28–37.

5. Kokhanaya O.Ye. Tsifrovyye media kak faktor, provotsiruyushchiydeviantnoye povedeniye nesovershennoletnikh // Nauchnyye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. — 2022. — № 1. — S. 30–38. [Elektronnyy resurs] — URL: https://journals. mosgu.ru/trudy/issue/view/110/showToc (data obrashcheniya 18.06.2023).

6. Tsvik V.L. Zhurnalist s mikrofonom. M.: MNEPU, 2000. — 59 s.

Известный теоретик и эксперт в области отечественных экранных СМИ, доктор филологических наук, профессор РУДН Наталья Сергеевна Гегелова, руководствуясь результатами своих многолетних научных исследований, утверждает, что «в современном мире важно продвигать информацию во все возможные СМИ — это и пресса, и телевидение, и радио, и Интернет. Конвергентная журналистика облегчает доступ к информации: радио можно слушать в Интернете, доступ к газете можно получить онлайн, прямые эфиры смотреть в Сети. Студенческие телестудии — это не только школа обучения будущих профессионалов, но и место получения первой практики. Работая в студенческих СМИ, обучающиеся приобретают большой опыт профессиональной работы, благодаря чему свободно могут ориентироваться в разных аспектах будущей профессии» [2, c. 179].

Информация и внешняя зрелищность — основные критерии и условия функциональности телевизионных программ федеральных и региональных отечественных телевизионных каналов. Телевизионные, а тем более кинематографические проекты предполагают ощутимую финансовую поддержку, производственный капитал. Не все сценаристы и режиссеры обладают навыками и способностями умения «добывать» средства для реализации своих творческих проектов. Продюсерской школы мирового уровня в рамках практической подготовки профессиональных кино- и телепродюсеров у нас пока тоже нет. Телекомпании и отдельные «Продакшн-студии» едва справляются с распределением заказов между членами своей немногочисленной творческой «команды». Одной из немногих возможностей «пробиться» на экран произведениям теледокументалистов остаются ежегодные фестивали документального кино. Но этого чрезвычайно мало, ведь каждому участнику творческого экранного проекта (сценаристу, режиссеру, оператору, звукооператору, композитору и художнику) необходимо продемонстрировать созданное им произведение хотя бы определенной целевой, не говоря уже о массовой зрительской аудитории.

«Необходимо помнить, насколько важную роль играет телевидение в развитии сознания и как существенно важно значение транслируемого или демонстрируемого в эфире определенного тематического экранного контента», отмечают специалисты [1, c. 225]. В наше время достаточно часто наблюдается ситуация, когда вместо идейно-тематических и содержательных телепрограмм для детско-юношеской и молодежной аудитории, которые должны были изначально учитывать их возрастных духовно-нравственные и эстетическо-мировоззренческие интересы, экранная продукция искусственно подменяется телепродукцией, рассчитанной на старшую возрастную аудиторию. По этой причине у детей и подростков не остается альтернативного выбора и им приходится невольно смотреть телепрограммы и фильмы «для взрослых».

Для Цитирования:
Барышников Кирилл Борисович, Воспитательный потенциал современного отечественного телевидения. Ученый совет. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: