Образование слагается из обучения и воспитания, причём и обучение, и воспитание между собой переплетаются.
А.В. Луначарский
Зиля Борисовна Рахматуллина,
доцент кафедры социальной работы Башкирского государственного университета, г. Уфа
Процесс обучения студентов в высшей школе включает в себя основные взаимосвязанные элементы: студент, преподаватель и запланированная программой учебная информация, которая необходима студенту как будущему специалисту и развивающейся личности. Эта информация передаётся в основном на лекциях.
Деятельность преподавателя на лекции не является простой исполнительно-передаточной функцией. Здесь он выступает, по меткому выражению исследователя учебного процесса в вузе М.С. Дмитриевой, мастером, творцом, в жёстких временных условиях постоянно осуществляющим решение противоречивых и многообразных задач [1, с. 19].
Лекция — это то, с чем студент встречается на протяжении всего периода обучения в вузе. От того, какой она получится у преподавателя, зависит исключительно многое — любовь студента к науке, состояние его успеваемости и дисциплины и авторитет преподавателя. Ответственность лектора при чтении лекций определяется тем, что студент получает здесь основные положения из области соответствующей науки, знакомится с этой наукой, вырабатывает своё отношение к ней. Во всех остальных формах обучения студент неизбежно опирается на знания, полученные им на лекции.
Преподаватель на лекциях настраивает студентов на определённый объём и содержание изучаемого курса, на основные его положения, на внутреннюю структуру и междисциплинарные связи, на применимость положений данной дисциплины и науки в целом в дальнейшей профессиональной деятельности. Уровень лекционного курса по той или иной дисциплине задаёт уровень семинарских занятий, зачётов и экзаменов. Лекция служит лучшему усвоению предмета студентом, выступает, как отмечает М.С. Дмитриева, своеобразным путеводителем его в ходе учёбы [1, с. 64].