Воспитательная сторона в процессе обучения любой дисциплины всегда была актуальной частью педагогического процесса. Оставляя в стороне политические и конъюктурные наслоения в педагогике, сосредоточим внимание на том, что во все времена составляло главное во внутреннем мире человека. В мире, который формируется в человеке с самого раннего возраста до его преклонных лет.
В чем состоит воспитательный потенциал вуза? Каковы его особенности в процессе освоения той или иной дисциплины? Каким образом он должен быть организован, чтобы совместить нравственное и специальное возрастание, т. е. духовное и материальное? Какие могут быть рекомендованы для этого методы и подходы?
Эти вопросы поставлены, без сомнения, знающими людьми. Мы попытаемся ответить на них на примере обучения студентов младших курсов некоторым специальным дисциплинам. В разных дисциплинах возможны разные подходы, но цель их одна — формирование личности. Громаден объем знаний, философских исследований, педагогических трудов видных ученых, накопленных за многие века.
Целью настоящей работы является улучшение качества преподавания на основе эффективных педагогических приемов. И рекомендации для ее достижения могут быть следующие:
1. Изучить уже накопленный педагогический опыт, обратив особое внимание на оценку взаимосвязи образования и воспитания.
2. Сформулировать принципы воспитательного процесса в вузе.
3. Выделить учебные элементы для возможного педагогического применения.
4. Проанализировать те учебные моменты, где педагогические приемы одновременно улучшают восприятие материала и духовную атмосферу среди студентов.
5. Дать рекомендации педагогических приемов, решающих поставленные задачи в системе «воспитание-образование».
6. Наметить педагогические приемы закрепления специфического профессионального языка дисциплины в рациональной взаимосвязи русского языка и принятой иностранной терминологии.
Воспитательный процесс в вузе имеет ту особенность, что студентам с первого курса приходится осваивать массу дисциплин, которые позволяют ему решать вопросы технические, художественные, социальные. Одновременно молодые люди развиваются нравственно, духовно, часто вынуждены соизмерять свои поступки со своей совестью. В состоянии ли еще не окрепший духовно молодой человек принимать каждый раз правильное решение, когда и взрослому это не всегда по силам? Этот важнейший педагогический момент не может остаться без внимания со стороны преподавателя. У студента накапливаются знания, но одновременно он формируется как личность. Что важнее, что должно быть впереди? В жизни молодого поколения потребуются не только знания, но и мудрость, и нравственная закалка. Все это формируется с раннего возраста, он продолжает формироваться в вузе (рис. 1). Здесь нужны направляющая роль семьи, средства массовой информации, преподаватели. Но всегда ли они способны дать правильное направление?