По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.4 DOI:10.33920/nik-02-2203-02

Воспитательная работа в вузе как система: функции, структура, содержание

Костина Анна Владимировна директор Института фундаментальных и прикладных исследований, д-р филос. наук, д-р культурологии, проф., Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: Anna_Kostina@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-7216-4157

Воспитательная работа в вузе Федеральным законом № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся» определена как обязательная составляющая образовательного процесса. В п. 2 ст. 2 Закона дается определение воспитания как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В статье автор осмысливает этот Закон и особенности его реализации в образовательных организациях высшего образования. Выделяет задачи воспитательной работы, рассматривает системность как обязательный атрибут структуры управления воспитательной работой, осмысливает воспитательную деятельность в рамках учебного процесса и вне его.

Литература:

1. Геллнер Э. Нации и национализм / пер. с англ. Т.В. Бердиковой и М.К. Тюнькиной. — М., 1991.

2. Драчук П.Э. Роль образования в создании инновационной экономики // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2016. — № 1 (12) [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovaniyav-sozdanii-innovatsionnoy-ekonomiki (дата обращения: 04.11.2021).

3. Формирование ценностно-патриотических ориентаций у обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.01. — М., 2007. — 22 с. — С. 16.

4. Костина А.В. Внедрение результатов научно-исследовательской работы в образовательный процесс [текст] / А.В. Костина // Ученый совет. — 2021. — № 4 (196). — С. 248–257.

5. Костина А.В. Культура и национальная безопасность как ролевая модель [текст] / А.В. Костина // Ученый совет. — 2020. — № 9. — С. 74–79.

6. Костина А.В. «Мягкая сила» и информационная политика [текст] / А.В. Костина // Ученый совет. — 2021. — № 7 (199). — С. 498–508.

7. Костина А.В. Общероссийская идентичность в системе национальной безопасности государства [текст] / А.В. Костина // Ученый совет. — 2021. — № 2. — С. 498–508.

8. Кость И. Функциональная неграмотность как вызов непрерывному образованию // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. — 2015. — № 13 [Электронный ресурс]. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-negramotnost-kak-vyzov-nepreryvnomuobrazovaniyu (дата обращения: 06.11.2021).

9. Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования. — М.: Минобрнауки России, 2021 [Электронный ресурс]. — URL: Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и к... pdf (minobrnauki.gov.ru) (дата обращения: 04.11.2021).

10. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. № 1н [Электронный ресурс]. — URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070898/ (дата обращения: 04.11.2021).

11. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения: 04.11.2021).

12. Anderson B. Imagined Communities / Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. — London: Verso, 1983.

13. Deutsch Karl W. Tides among Nations. — New York: Free Press, 1979. — P. 13–30.

14. Smith Anthony D. The Ethnic Origins of Nations. — Oxford, New York: Basil Blackwell, 1986.

1. Gellner E. Natsii i natsionalizm / per. s angl. T.V. Berdikovoy i M.K. Tyun'kinoy. — M., 1991.

2. Drachuk P.E. Rol' obrazovaniya v sozdanii innovatsionnoy ekonomiki // Vestnik Soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Chelyabinskoy oblasti. — 2016. — № 1 (12) [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovaniya-vsozdanii-innovatsionnoy-ekonomiki (data obrashcheniya: 04.11.2021).

3. Formirovaniye tsennostno-patrioticheskikh oriyentatsiy u obuchayushchikhsya v srednikh professional'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08, 13.00.01. — M., 2007. — 22 s. — S. 16.

4. Kostina A.V. Vnedreniye rezul'tatov nauchno-issledovatel'skoy raboty v obrazovatel'nyy protsess [tekst] / A.V. Kostina // Uchenyy sovet. — 2021. — № 4 (196). — S. 248–257.

5. Kostina A.V. Kul'tura i natsional'naya bezopasnost' kak rolevaya model' [tekst] / A.V. Kostina // Uchenyy sovet. — 2020. — № 9. — S. 74–79.

6. Kostina A.V. «Myagkaya sila» i informatsionnaya politika [tekst] / A.V. Kostina // Uchenyy sovet. — 2021. — № 7 (199). — S. 498–508.

7. Kostina A.V. Obshcherossiyskaya identichnost' v sisteme natsional'noy bezopasnosti gosudarstva [tekst] / A.V. Kostina // Uchenyy sovet. — 2021. — № 2. — S. 498–508.

8. Kost' I. Funktsional'naya negramotnost' kak vyzov nepreryvnomu obrazovaniyu // Obrazovaniye cherez vsyu zhizn': nepreryvnoye obrazovaniye v interesakh ustoychivogo razvitiya. — 2015. — № 13 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/funktsionalnaya-negramotnost-kak-vyzov-nepreryvnomu-obrazovaniyu (data obrashcheniya: 06.11.2021).

9. Metodicheskiye rekomendatsii po razrabotke rabochey programmy vospitaniya i kalendarnogo plana vospitatel'noy raboty obrazovatel'noy organizatsii vysshego obrazovaniya. — M.: Minobrnauki Rossii, 2021 [Elektronnyy resurs]. — URL: Metodicheskiye rekomendatsii po razrabotke rabochey programmy vospitaniya i k... pdf (minobrnauki.gov.ru) (data obrashcheniya: 04.11.2021).

10. Prilozheniye k prikazu Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya RF ot 11 yanvarya 2011 g. № 1n [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55070898/ (data obrashcheniya: 04.11.2021).

11. Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya» ot 31.07.2020 № 304-FZ [Elektronnyy resurs]. — URL: Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya» ot 31.07.2020 № 304-FZ (poslednyaya redaktsiya) / Konsul'tantPlyus (consultant.ru) (data obrashcheniya: 04.11.2021).

12. Anderson B. Imagined Communities / Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. — London: Verso, 1983.

13. Deutsch Karl W. Tides among Nations. — New York: Free Press, 1979. — P. 13–30.

14. Smith Anthony D. The Ethnic Origins of Nations. — Oxford, New York: Basil Blackwell, 1986.

31 июля 2020 г. был принят Закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» (№ 304-ФЗ). Воспитание в Законе [11] рассматривается как процесс, направленный на формирование целостной системы личностных качеств обучающихся, которые будут, во-первых, способствовать поддержанию национального единства общества посредством трансляции единой системы ценностей, образцов поведения, образов национальных святынь; во-вторых, соответствовать модели устойчивого развития на основе единства науки, экологической культуры и образования; в-третьих, обеспечивать инновационный прорыв России, опирающийся на единство общественного сознания и общественного знания; в-четвертых, вырабатывать качества профессионала, связанные с профессиональными навыками, этикой, культурой профессии [2].

Поддержание национального единства общества — не только воспитательная задача, но и одна из основных задач образования в целом. Классический университет был одним из институтов, ставших наиболее мощным фактором формирования национальных государств. Этот процесс формирования наций социальными философами рассматривается как результат «тройственной революции» [1; 12, p. 14–48; 14, p. 129–138, 141, 149–150; 13, p. 13–30] в области индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, институтов гражданского общества, просвещения и образования. Уже в XVIII в. стало очевидно, что именно через институты образования — системно выстроенные и единые в рамках государства — возможно объединить самые разные социальные группы и слои посредством формирования единства взглядов на национальную историю и мифологию, понимания целей национального развития. Именно образование способно придать устойчивость общественным структурам через создание общей системы мифов, воспоминаний, символов, формирующих единое информационно-символическое пространство и передаваемых стандартным языком через образовательные учреждения, а также существенно повысить эффективность воспроизводства этой ценностно-смысловой составляющей общества [6, с. 498–508]. Продуктивность такого содержания в свое время доказала советская образовательная система.

Для Цитирования:
Костина Анна Владимировна, Воспитательная работа в вузе как система: функции, структура, содержание. Ученый совет. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: