31 июля 2020 г. был принят Закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» (№ 304-ФЗ). Воспитание в Законе [11] рассматривается как процесс, направленный на формирование целостной системы личностных качеств обучающихся, которые будут, во-первых, способствовать поддержанию национального единства общества посредством трансляции единой системы ценностей, образцов поведения, образов национальных святынь; во-вторых, соответствовать модели устойчивого развития на основе единства науки, экологической культуры и образования; в-третьих, обеспечивать инновационный прорыв России, опирающийся на единство общественного сознания и общественного знания; в-четвертых, вырабатывать качества профессионала, связанные с профессиональными навыками, этикой, культурой профессии [2].
Поддержание национального единства общества — не только воспитательная задача, но и одна из основных задач образования в целом. Классический университет был одним из институтов, ставших наиболее мощным фактором формирования национальных государств. Этот процесс формирования наций социальными философами рассматривается как результат «тройственной революции» [1; 12, p. 14–48; 14, p. 129–138, 141, 149–150; 13, p. 13–30] в области индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, институтов гражданского общества, просвещения и образования. Уже в XVIII в. стало очевидно, что именно через институты образования — системно выстроенные и единые в рамках государства — возможно объединить самые разные социальные группы и слои посредством формирования единства взглядов на национальную историю и мифологию, понимания целей национального развития. Именно образование способно придать устойчивость общественным структурам через создание общей системы мифов, воспоминаний, символов, формирующих единое информационно-символическое пространство и передаваемых стандартным языком через образовательные учреждения, а также существенно повысить эффективность воспроизводства этой ценностно-смысловой составляющей общества [6, с. 498–508]. Продуктивность такого содержания в свое время доказала советская образовательная система.