По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.034–057.874 (075.8)

Воспитание толерантности младших школьников посредством внеурочной деятельности. Часть 2*

Максименко Алевтина Михайловна. ООО «ИД «Гребенников». Россия, 127254, Москва, Огородный проезд, 5, стр. 3, офис 607, e-mail: amaximenko77@list.ru

В статье представлен анализ особенностей развития толерантности в общении младших школьников на основе исследований в области педагогической психологии и возрастной педагогики. Автор предлагает разработанную и апробированную систему работы по воспитанию толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности.

Литература:

1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с.

2. Декларация принципов толерантности: [утв. резолюцией 5.61 Генер. конф. ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г.] // Защити меня! — 2004. — № 5. — С. 6–11.

3. Батрак А. Я. Развитие толерантности младших школьников.  — Братск: ГИМНЦ. — 2010. — 97 с.

4. Безюлева Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение.  — М.: Вербум-М.  — 2003. — 168 с.

5. Блонский П. П. Психология младшего школьника. — М.: МОДЕК, 1997. — 576 с.

6. Бодалев А. А. Психология общения.Избранные психологические труды. — М.: Издательство МПСИ, 2002. — 486 с.

7. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для пед. ин-тов / В.В. Давыдов [и др.]; под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1989. — 288 с.

8. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. — 2002. — № 6. — С. 12–16.

9. Выготский Л. С.Педагогическая психология. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.

10. Степанов П. В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: автореф. дис. канд. пед. наук / П.В. Степанов. — М., 2002. — 24 с.

11. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. — СПб.: Питер, 2002. — 240 с.

Статья поступила 16.01.2017 г.

Исследуя в первой части статьи уровень толерантности у детей, мы выяснили, что основными препятствиями на пути к толерантности являются неумение и нежелание вступать в контакт, принимать чужую точку зрения, наличие агрессии при столкновении с чужой точкой зрения. Эти проявления наблюдались у многих ребят. Реже встречались проявления нетерпимости по национальному принципу, использование в речи этнических стереотипов.

В связи с полученными результатами нами были разработаны и проведены внеурочные занятия, способствующие воспитанию толерантности у младших школьников. Некоторые мероприятия были приурочены к дате 16 ноября — Международному дню толерантности и проводились в рамках внеурочной деятельности в игровой и развлекательной форме.

Первыми в системе занятий были проведены вводные, наиболее важные и продолжительные по времени. Эти занятия требовали большее количество времени и усилий для подготовки.

Далее, на этапе закрепления и углубления полученных знаний и навыков, проводились небольшие внеурочные занятия, состоявшие из разминок, игр и упражнений. Здесь дети, уставшие после основных уроков, могли поиграть и повеселиться в процессе дальнейшего ознакомления с понятиями «терпимость», «сопереживание», «сотрудничество», «сочувствие» и др.

Заключительным в системе работы стало итоговое внеурочное занятие по воспитанию толерантности, на которое вновь были приглашены родители. Дети учились видеть в родителе товарища, а родители — быть другом и товарищем для своего ребенка.

Итак, в первую очередь мы сочли необходимым провести работу с родителями, объяснить актуальность проблемы на родительском собрании.

Цели: дать понятие толерантности. Доказать важность воспитания у детей толерантности.

Улучшить эмоциональную атмосферу в классе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие толерантности Легенда о языках и наречиях Рекомендации родителям по воспитанию толерантности в семье Притча «Ладная семья» Выводы Рефлексия

целом собрание прошло успешно. Родители с интересом слушали, отвечали на вопросы, участвовали в дискуссиях. По окончании мероприятия участники делились впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания. Было решено в качестве домашнего задания родителямвместе с детьми выбрать и проанализировать пословицы, афоризмы, поговорки о терпимости и терпений народов.

Для Цитирования:
Максименко Алевтина Михайловна., Воспитание толерантности младших школьников посредством внеурочной деятельности. Часть 2*. Вопросы культурологии. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: