По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ворота городских стен Дербента как материальный, символический и функциональный смысл «места памяти»

Ирина Смаглюк Дербентский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Известный французский историк Пьер Нора ввел в научный оборот понятие мест памяти в начале 1980-х годов. При, казалось бы, очевидном и интуитивно понятном значении словосочетания «место памяти», Нора нигде не дает четкого определения этого явления, но при этом определяет три смысла мест памяти: материальный, символический и функциональный, каждый из которых присутствует в месте памяти одновременно, но в разном объеме.

Литература:

1. Ал-Мукаддаси. Лучшее из делений для познания климатов. Пер. Н.А. Караулова. — СМОМПК: Тифлис, 1908. — С. 9.

2. Ат-Табари. История пророков и царей. Пер. А.Р. Шихсаидова. Махачкала, 1971. — РФ ИИЯЛ. № 4803. — С. 39.

3. Ахвердов А.И. Описание Дагестана. 1804 // История, география и этнография Дагестана XVIII – XIX веков. — М., 1958.

4. Ибн А’сам ал-Куфи Абу Мухаммад Ахмад Ибн А’сам ал-Куфи. Китаб ал-футук («Книга завоеваний»). — Баку, 1981. — С. 64.

5. Козубский Е.И. История города Дербента. 1806-1906. — Темир-Хан-Шура, 1906.

6. Кудрявцев А.А. Мусульманский город Дагестана. — Махачкала: Даг. кн. Изд-во, 1994.

7. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. — М., 1985.

8. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция — память. СПб. Издательство СанктПетербургского университета, 1999.

9. Хан-Магомедов С.О. Дербентская крепость и Даг-Бары. — М., 2002.

Попробуем определить, являются ли ворота городских стен Дербента местами памяти.

Сколько было городских ворот первоначально, установить трудно. С течением времени, в период длительных осад и кровопролитных штурмов одни ворота рушились, а затем вновь восстанавливались, теряя порою свой прежний вид, другие, утратившие свою роль и значение, закладывались, третьи — возводились. Поэтому у разных авторов встречаются сообщения о разном числе городских ворот.

Ат-Табари (IX век) сообщает, что арабский полководец Маслама, захватив в VIII веке Дербент, велел восстановить разрушенные городские стены и устроить в них «шесть окованных железом ворот» [2, С. 39]. Местная историческая хроника «Дербенд-наме» уточняет эту информацию ат-Табари, сообщая, что Маслама установил трое железных ворот в южной городской стене, двое — в северной и одни в цитадели и называет их: Баб ал-Мухаджир (ныне Джарчи-капы), Баб ал-Джихад (ныне Кырхлар-капы), Баб ал-Алкама (ныне Нарын-кала-капы), Баб ал-Мактуб (ныне Баят-капы), Баб ал-Хомс (ныне разобранные Енги-капы), Баб ал-Каср (ныне разобранные ворота Даш-капы). По этому же источнику, седьмые ворота — Баб Кучук (арабо-тюркское название, переводится как Малые ворота) открывались в сторону моря. В случае, если мусульмане посылали человека по поводу примирения, то они выводили его через Баб Кучук.

Другой автор IX века Ибн А’сам алКуфи, повествуя о походе в Дербент Йазида ибн Усайда ас-Сулами в 145 году хиджры (762/3), сообщает, что «достигнув города Баб ал-Абваба, он рас положил здесь войска и привел в порядок укрепления города и его ворота. Затем он приказал возвести ворота, и их построили в виде растений, тянущихся вдоль стены, которая доходила до горы, называемой ал-Кунак (дословно правительственное здание. Видимо, название происходит от расположенной на ней цитадели Нарын-кала, где размещались правительственные учреждения). Первыми были ворота, которые именовались Камбах, затем шли ворота Баб ал-Бардана (Холодные ворота, Ворота стороны холода), затем — Баб ал-Хамид, затем — Баб алХадид (Железные ворота), далее — Баб Ваф (Главные ворота), Баб ал-Расул ал-Сугра (Ворота послов малые), Баб ал-Расул ал-Кубра (Ворота послов большие), Баб Арса (Ворота якорные) и последние — Баб адарр Муса (Ворота щедрого Мусы)» [4, С. 64].

Для Цитирования:
Ирина Смаглюк, Ворота городских стен Дербента как материальный, символический и функциональный смысл «места памяти». Музей. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: