По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Вопросы законодательной координации оснований дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов в государствах — членах ЕАЭС

Максуров А. А. канд. юрид. наук, доцент, преподаватель кафедры теории и истории государства и права, ФБГОУ «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова», e-mail:polzovatel.mos@bk.ru

В статье рассматривается, как в национальных правопорядках понимаются вопросы оснований привлечения к дисциплинарной ответственности служащих таможенных органов.

Литература:

1. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2019. — С. 198.

2. Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2017. — С. 566.

3. Павленко, К. А. Служебная дисциплина в системе правоохранительной службы Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Воронеж, 2011. — С. 11.

4. Пятаков, А. В. Укрепление трудовой дисциплины: правовые проблемы. — М., 1979. — С. 17.

5. Самойлов, В. Г. О дисциплинарном проступке и проблеме его понимания в трудовом праве // Юрист. — 2003. — № 4. — С.19.

6. Самощенко, И. С., Фахрушин, М. Х. Ответственность по советскому законодательству. — М., 1971. — С. 117.

7. Сергеев, А. В. Основание дисциплинарной ответственности // Вестник Моск. ун-та. — 2005. — Сер. 11. — № 4. — С. 77 и др.

8. Климкина, Е. В. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России: Монография. — М.: Московский университет МВД России, 2007. — С. 20.

9. Добробаба, М. Б. Проблема поиска фактических оснований дисциплинарной ответственности государственных служащих // Административное и муниципальное право. — 2013. — № 6. — С. 631–640.

10. Миндагулов, А. Х. Режим государственной службы в таможенных органах // Юрист. — 2008. — № 10.— С. 18–27.

11. http://eokno.kgd.gov.kz/.

12. Томашевский, К. Л. Система источников трудового права Беларуси (история, теория и практика). — Минск, 2018. — С. 224, 225.

13. Томашевский, К. Л., Войтик, А. А. Научно-практический комментарий к законодательству о трудовых контрактах (с приложением примерных форм контрактов и нормативных правовых актов). — Минск, 2013. — С. 18.

14. Томашевский, К. Л. Национальные законы и законодательные акты о труде в государствах — членах ЕАЭС: общий обзор и проблема взаимной иерархии // Государством и право. — 2017. — № 7. — С. 82–89.

15. Черноруцкая, Н. Декрет № 5: «революция» в регулировании трудовых отношений // Юрист. — 2015. — № 1. — С. 83–96.

16. Скачкова, Г. С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциации его норм: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2003.

17. Скачкова, Г. С. Регулирование труда лиц гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства: Науч.-практ. пособие. — М., 2019. — 6 с.

18. Полетаев, Ю. Н. Правовое положение государственных гражданских служащих. — М., 2019. — С. 188, 189.

19. Абалдуев, В. А. Трудовое право России: предмет, сфера действия и основные принципы: Конспект лекций. — Саратов, 2018. — С. 34, 35.

20. Василевич, Г. А. Законодательство о труде и правоприменительная практика / Редколл.: Т.А. Белова и др.// Современные тенденции кодификации законодательства (10 лет ГПК, ХПК, ТК Республики Беларусь): Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 6 нояб. 2009 г. — Минск, 2009. — С. 154–170.

21. Лагун, Д. А. Правовые акты Президента Республики Беларусь: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Минск, 2002. — С. 11.

22. Василевич, Г. А. Конституция — основа национальной правовой системы. — Минск, 2019. — С. 23.

23. Василевич, Г. А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. — Минск, 2019. — С. 23.

1. Matuzov, N. I., Malko, A. V. Theory of State and Law: Textbook. M.: Jurist, 2019. Р. 198.

2. General Administrative Law: Textbook. Ed. Y. N. Starilova. Voronezh: Voronezh Publishing House. state un-ta, 2017. Р. 566.

3. Pavlenko, K. A. Service discipline in the system of law enforcement service of the Russian Federation: Abstract of the thesis. dis. … cand. legal Sciences. Voronezh, 2011. P. 11.

4. Pyatakov, A. V. Strengthening labor discipline: legal problems. M., 1979. Р. 17.

5. Samoilov, V. G. On disciplinary offense and the problem of its understanding in labor law. Lawyer. 2003. No. 4. P. 19.

6. Samoshchenko, I. S., Fakhrushin, M. H. Responsibility under Soviet legislation. M., 1971. Р. 117.

7. Sergeev, A. V. Grounds for disciplinary responsibility. Vestnik Mosk. university 2005. Ser. 11. No. 4. Р. 77 and others.

8. Klimkina, E. V. Administrative and legal regulation of the disciplinary responsibility of a civil servant of Russia: Monograph. M.: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007. Р. 20.

9. Dobrobaba, M. B. The problem of finding factual grounds for disciplinary liability of civil servants. Administrative and municipal law. 2013. No. 6. Pр. 631–640.

10. Mindagulov, A. Kh. Regime of public service in customs authorities. Lawyer. 2008. No. 10. Pр. 18–27.

11. http://eokno.kgd.gov.kz/.

12. Tomashevsky, K. L. The system of sources of labor law in Belarus (history, theory and practice). Minsk, 2018. Pр. 224, 225.

13. Tomashevsky, K. L., Voytik, A. A. Scientific and practical commentary on the legislation on labor contracts (with the application of exemplary forms of contracts and regulatory legal acts). Minsk, 2013. Р. 18.

14. Tomashevsky, K. L. National laws and legislative acts on labor in the member states of the EAEU: a general overview and the problem of mutual hierarchy. State and Law. 2017. No. 7. Pр. 82–89.

15. Chernorutskaya, N. Decree No. 5: “revolution” in the regulation of labor relations. Lawyer. 2015. No. 1. Pр. 83–96.

16. Skachkova, G. S. Expansion of the scope of labor law and differentiation of its norms: Abstract of the thesis. dis. … Dr. jurid. Sciences. M., 2003.

17. Skachkova, G. S. Labor regulation of civilian personnel of the federal executive authorities of the Russian Federation performing tasks in the fi eld of defense, law enforcement and state security: Scientific and practical. allowance. M., 2019. 6 p.

18. Poletaev, Yu. N. Legal status of civil servants. M., 2019. Pр. 188, 189.

19. Abalduev, V. A. Labor law in Russia: subject, scope and basic principles: Lecture notes. Saratov, 2018. Pр. 34, 35.

20. Vasilevich, G. A. Labor legislation and law enforcement practice. Editorial Board: T. A. Belova et al. materials of the International scientifi c-practical. conf., Minsk, 6 November. 2009 Minsk, 2009. Pр. 154–170.

21. Lagun, D. A. Legal acts of the President of the Republic of Belarus: Author. dis. … cand. legal Sciences. Minsk, 2002. P. 11.

22. Vasilevich, G. A. The Constitution is the basis of the national legal system. Minsk, 2019. Р. 23.

23. Vasilevich, G. A. Normative legal acts of state bodies of the Republic of Belarus. Minsk, 2019. P. 23.

В литературе сегодня сложились следующие принципиальные моменты относительно определения оснований для дисциплинарной ответственности государственных служащих, включая служащих таможенных органов.

Прежде всего, основание рассматривается в виде существенного признака для применения дисциплинарной ответственности как вида юридической ответственности. Почти всеми авторами фактическим основанием дисциплинарной ответственности признается дисциплинарный проступок [1–7], однако его сущность понимается различным образом. Мы полагаем верным прозвучавшее в науке мнение о необходимости отражения в понятии дисциплинарного проступка трех моментов: нарушения в его результате дисциплины труда (как форма причиненного вреда); противоправность действия (бездействия) (объективная сторона) и виновность правонарушителя (субъекта) как признак субъективной стороны.

Дисциплинарный проступок является разновидностью правонарушения, а возникающая вследствие его совершения дисциплинарная ответственность — юридической ответственности.

Вместе с тем, как представляется, дисциплинарные проступки государственных служащих, в том числе служащих таможенных органов, имеют более сложную трудовую и административно-правовую (служебную) природу.

Например, Е. В. Климкина указывает, что по своей сути дисциплинарный проступок заключается в нарушении требований, определенных исходя из задач органа, целей его формирования и составляющих для служащего модель должного, правомерного поведения [8].

Авторы отмечают, что отсутствие в действующем служебном законодательстве единого понимания дисциплинарного проступка как основания дисциплинарной ответственности государственных служащих обусловило необходимость поиска фактических оснований дисциплинарной ответственности государственных служащих. Анализируя нормы служебного законодательства, регламентирующего вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих, исследователи соотносят определение дисциплинарного проступка гражданских служащих с определением дисциплинарного проступка по трудовому праву; выявляют особенности и недостатки нормативного закрепления оснований дисциплинарной ответственности гражданских служащих, военнослужащих и служащих правоохранительной службы и предлагают собственное определение основания привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих, которое должно быть унифицировано в служебном праве [9].

Для Цитирования:
Максуров А. А., Вопросы законодательной координации оснований дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов в государствах — членах ЕАЭС. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: