По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631/.639+004.9:338.43.02 DOI:10.33920/sel-03-2401-05

Вопросы цифрового развития и управления в сельском хозяйстве Республики Беларусь

И. Л. Ковалёв науч. сотр., РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск, e-mail: olbosigor@mail.ru
А. П. Такун канд. экон. наук, доцент, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск
О. Н. Горбатовская канд. экон. наук, доцент, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск
М. Н. Костомахин канд. техн. наук, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», Россия, г. Москва, ORCID: 0000-0003-1126-7520

Во всех развитых странах мира сейчас происходит активная цифровизация практически всех направлений человеческой деятельности и теперь можно совершенно точно утверждать, что любой аспект человеческого существования уже либо стал цифровым, либо становится, либо, вероятно, в скором будущем будет цифровым. Важнейшим направлением государственной инновационной политики Республики Беларусь на текущую пятилетку является цифровая трансформация традиционных секторов национальной экономики. Для успешной цифровизации этих традиционных секторов белорусской экономики крайне необходимо поддерживать внедрение совершенно новых моделей управления, которые основаны на инновационных цифровых технологиях. Не исключением будет и цифровизация управления в сельскохозяйственной отрасли на всех уровнях от государственного и до субъекта малого аграрного бизнеса. Сегодня всесторонняя масштабная цифровизация отечественного сельского хозяйства – это требование времени и важнейшее уже просто жизненно необходимое условие повышения его конкурентоспособности и выхода на приемлемую доходность как переработки сельхозпродукции с ее последующей реализацией, так и изначально самого сельхозпроизводства, рентабельность которого остается пока еще низкой в Республике Беларусь. Цель работы – рассмотрение вопросов цифрового развития и управления в сельском хозяйстве Республики Беларусь. В статье приведены некоторые положения по исследованию мирового опыта современной трансформации систем управления в сельском хозяйстве, и в частности взятые из опыта Северной Америки, Западной Европы и Российской Федерации. Описаны основные ключевые проблемы и тренды цифрового развития сельского хозяйства, важные моменты реализации задач для его успешной цифровой трансформации и повышения эффективности государственного управления в белорусском АПК.

Литература:

1. Клочков А. В. Служба Экстеншн в сельском хозяйстве США / А. В. Клочков, А. В. Хомутов // Наше сельское хозяйство. – 2021. – № 9 (257). – С. 118–121.

2. Ковалёв И. Л. Актуальные направления цифровизации аграрного производства / И. Л. Ковалёв // Научное обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса: мат-лы Междунар. науч.практ.й конф., посв. памяти академика РАН В. П. Зволинского и 30-летию создания ФГБНУ «ПАФНЦ РАН»; сост. Н. А. Зайцева. – Соленое Займище: ФГБНУ «ПАФНЦ РАН». – 2021. – С. 977–983.

3. Ковалёв И. Л. Векторы развития и зарубежный опыт автоматизации, информатизации, цифровизации в агропромышленном комплексе / И. Л. Ковалёв // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. – 2020. – № 7. – С. 20–31.

4. Ковалев И. Л. Зарубежный опыт управления в сфере аграрного развития: экскурс в историю, современные реалии, влияние цифровизации / И. Л. Ковалев, М. Н. Костомахин // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. – 2022. – № 8. – С. 56–64.

5. Ковалёв И. Л. Мировые тенденции в сельскохозяйственном машиностроении и направления технико-технологической модернизации растениеводства в Республике Беларусь / И. Л. Ковалёв // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. – 2020. – № 3. – С. 28–44.

6. Костомахин М. Н. Анализ надежности отечественных и зарубежных тракторов на основе данных МИС / М. Н. Костомахин, М. Я. Лукьянов // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. – 2012. – № 7. – С. 34–39.

7. Официальный сайт Docs.cntd.ru – электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года. Постанов. Правительства Ростовской обл. № 864 утвержд. от 26.12.2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.donland.ru/documents/10066/.

8. О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (к «правительственному часу» 502-го заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 31 марта 2021 г.) // Аналитический вестник. – 2021. – № 9 (769). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://council.gov.ru/media/fi les.

9. Пшихачев С. М. Сельское хозяйство США: основные тенденции развития и эколого-экономическая устойчивость отрасли / С. М. Пшихачев. – М.: Изд-во ВИАПИ. – 2011. – 442 с.

10. Пшихачев С. М. Цифровая трансформация агропродовольственной системы: глобальные вызовы / С. М. Пшихачев // Национальные приоритеты и безопасность: сб. науч. тр. по мат-м Междунар. науч.-практ. конф. (15–16 октября 2020 г.). – ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет имени В. М. Кокова», 2020. – С. 213–221.

11. Стопалов С. Г. Создание резерва машин как способ повышения эффективности их использования / С. Г. Стопалов, М. Н. Костомахин // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. – 2013. – № 2. – С. 45–53.

12. Троценко В. В. Применение энергосберегающих ламп в животноводстве / В. В. Троценко, И. В. Троценко, М. Н. Костомахин // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. – 2020. – № 1. – С. 22–29.

13. Kostomakhin M. N. Impact of digitalization on the effectiveness of management in the field of agricultural development / M. N. Kostomakhin, N. M. Kostomakhin, M. Tseiko // E3S Web of Conferences. International Scientific Siberian Transport Forum – TransSiberia 2023. – 2023. – P. 13004. DOI: 10.1051/e3sconf/202340213004.

14. Practical implementation of research on the introduction of onboard meters-indicators for monitoring the technical condition of tractors / M. Kostomakhin, N. Kostomakhin, N. Petrishchev, L. Tseiko // E3S Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference “Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering” (ERSME-2023). – Rostov-on-Don, 2023. – P. 01072. DOI: 10.1051/e3sconf/202337601072.

15. Proposals for reduction of the cost of ownership of agricultural machinery due to increase controllability and adaptability to diagnosis / M. N. Kostomakhin, N. M. Kostomakhin, Yu. V. Kataev et al. // E3S Web of Conferences. International Scientific Siberian Transport Forum – TransSiberia 2023. – 2023. – P. 13003. DOI: 10.1051/e3sconf/202340213003.

Актуальность темы. Важнейшим и действенным направлением модернизации любых из известных систем управления в современном мире является их цифровизация. Не будет исключением и цифровизация управления в аграрной сфере на всех уровнях от государственного и до субъекта малого агробизнеса [13, 14].

Дальнейшая цифровая трансформация управления в отечественном АПК представляет собой более высокий уровень цифровой интеграции, который затрагивает сложнейшие организационные изменения в государственных структурах и агробизнесе. Итоги реализации этих задач цифровой трансформации управления и в целом последовательной разумной цифровизации АПК способны кардинально повлиять на: рост урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивность сельскохозяйственных животных, прибыль в аграрном бизнесе, серьезное сокращение объемов неэффективного рутинного и ручного труда, значительное увеличение конкурентоспособности производимой продукции. Это позволит сельскохозяйственной отрасли выйти на современные мировые технологические рубежи [4, 15].

В итоге это даст возможность получения дополнительного дохода сельхозпредприятиям, который суммарно может многократно превысить всю существующую на данный момент государственную поддержку отечественного АПК и значительно повлиять на повышение гарантированного обеспечения продовольственной безопасности страны [6].

Цель работы – рассмотрение вопросов цифрового развития и управления в сельском хозяйстве Республики Беларусь.

Материал и методика исследований. В работе использованы методы анализа, классификации, моделирования, синтеза и сранения.

Системы управления в мировом сельском хозяйстве. Обратимся к мировому опыту современной трансформации системы управления в сельском хозяйстве. В частности к опыту Северной Америки, Западной Европы и Российской Федерации. Так, на примере США, где Министерство сельского хозяйства (USDA) играет первостепенную роль на уровне федерального органа, который является основным проводником государственной аграрной политики на все уровни управления в сельском хозяйстве страны. USDA играет главную роль в координации интересов сельхозтоваропроизводителей (фермеров) с интересами других субъектов агробизнеса и при этом неотъемлемо учитываются интересы конечных потребителей сельхозпродукции и иных разнообразных услуг агросферы с общегосударственными интересами [9, 10].

Немалая роль в сфере реализации взаимных интересов всех участников данного процесса лежит на государственно-частном партнерстве (англ. – Public-Private Partnerships (PPPs), что при кумуляции усилий и научно-технического потенциала частного и государственного секторов экономики в тесном сотрудничестве дает в итоге огромный синергический эффект в развитии.

Так, относительно глобальных процессов, происходящих в мировом сельском хозяйстве, ну и конечно же в аграрном секторе США, многими авторитетными мировыми экспертами сегодня определяются и сводятся к единому понятию, которое получило обобщенное название «Сельское хозяйство 4.0» (Farming 4.0 или Agriculture 4.0). Так, Европейская ассоциация сельскохозяйственного машиностроения (European agricultural machinery industry association) или сокращенно СЕМА, детально определяя сущность всей концепции «Сельского хозяйства 4.0», на данный момент выделяет в ней два основополагающих тренда (направления) дальнейшего развития [2, 3, 5]:

– точное земледелие (PrecisionFarming);

– цифровое сельское хозяйство.

Относительно первого направления в научной литературе и других источниках очень часто можно встретить следующее определение, что точное земледелие – это комплексная высокотехнологичная система сельскохозяйственного менеджмента, включающая технологии глобального позиционирования через системы орбитальных групп спутников: GPS (США), ГЛОНАСС (РФ), Beidou (Китай), Galileo (ЕС); географические информационные системы (GIS); технологии оценки урожайности (Yield Monitor Technologies); технология переменного нормирования (Variable Rate Technology); технологии дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) и т. п.

Второе основное направление – цифровое сельское хозяйство – широко использует интеллектуальные сети и инструменты управления данными. Одной из основополагающих целей в цифровом сельском хозяйстве является использование всей доступной информации и накопленного опыта для автоматизации, цифровизации и интеллектуализацией различных процессов в сельскохозяйственном производстве, перерабатывающей промышленности, логистике, торговле и т. д. Таким образом, цифровое сельское хозяйство означает выход за рамки простого наличия и доступности данных и создание действительно некого действенного искусственного интеллекта и значимой добавленной стоимости таких данных [2, 3, 5].

Новые высокотехнологичные тренды позволяют наладить четкую взаимосвязь в инновационной цепи аграрного сектора США: аграрная наука – новые аграрные технологии – деятельность службы Extension Service – освоение новейших технологий сельхозтоваропроизводителями и другими хозяйствующими субъектами агробизнеса [4, 9, 10].

При этом происходит активное использование широких интеграционных возможностей через систему государственно-частного партнерства при реализации современных моделей сельского развития, и в частности точного земледелия и цифрового сельского хозяйства как системы сельскохозяйственного менеджмента. Следовательно, из всего вышесказанного на первый план сейчас выходят именно вопросы и проблемы, касающиеся управления и менеджмента в АПК.

Следует отметить, что общенациональная кооперативная система или служба Extension Service в сельском хозяйстве США была создана в соответствии с Законом Смита-Левера от 8 мая 1914 г. Служба Extension Service объединяет различные аграрные организации, учреждения США и представляет собой своеобразный фундамент стратегии экономически и экологически устойчивого функционирования современного аграрного сектора страны. Выстроенная система Extension Service по сути центральное звено в решении всех вопросов, задач и проблем, возникающих в сельском хозяйстве США. На протяжении многих лет система позволила сформировать и выработать действительно эффективно действующий механизм, где четко скоординированы фундаментальные исследования, доведение научных разработок до практического использования, внедрение их в конкретные аграрные технологии, апробация на практике, а также распространение информации о новшествах и эффективных технологиях, применяемых в агросфере [1].

Изучение обширного опыта различных зарубежных служб сельскохозяйственного консультирования и в частности американской Extension Service, а также применение на практике и внедрение некоторых элементов служб зарубежного аграрного консультирования будет крайне полезно аграрной сфере Республики Беларусь, особенно в сегодняшних условиях подготовки и переходу к активной фазе серьезной цифровой трансформации в АПК страны.

На настоящий момент в Соединенных Штатах определенно точно сформировано высокоинтегрированное агропромышленное производство межотраслевого типа при сбалансированности всех составляющих его элементов, в условиях достаточно высокой развитости производственно-экономических связей и необходимой инфраструктуры. При этом используются механизмы государственно-частного партнерства, венчурное финансирование наряду с программно-целевым стимулированием НИОКР федеральными и уровня отдельного штата ведомствами, что создает особый режим благоприятствования для наукоемких направлений, которые при реализации и дают в конечном итоге действительно высокий результат [4, 9, 10].

Так, на примере Российской Федерации, в соответствии с Национальной программой «Цифровая экономика РФ», Минсельхозом весьма активно формируется и совершенствуется информационная система различных цифровых сервисов АПК России (ИСЦС АПК). Опытная эксплуатация этой системы начата в 2021 г. в определенных пилотных регионах страны. Ключевая задача данного проекта – совершенствование механизма предоставления господдержки аграриям, максимально его упростить и сделать намного прозрачнее. Планируется, что ИСЦС АПК будет тесно интегрирована с госуслугами, т. е. все виды субсидий, грантов, льготных кредитов, льготного лизинга и другие меры поддержки аграриев можно будет получить в электронном виде [11, 12].

Информационная система позволит не только подавать заявки в электронном виде, но также узнавать об их статусе, получать целевое финансирование и впоследствии отчитываться об его использовании. Ожидается, что пользователями станут более 100 тыс. сельхозтоваропроизводителей, а также работники региональных органов управления АПК и органов местного самоуправления. Целью ИСЦС АПК являются перевод в электронный вид и ускорение процессов получения мер господдержки в сфере сельского хозяйства, повышение их эффективности, а также сокращение затрат сельхозтоваропроизводителей на предоставление отчетности. Важно отметить, что информационная система как модуль национальной платформы АПК позволит повысить эффективность администрирования отрасли, скорость доведения средств до аграриев и прозрачность процессов предоставления мер господдержки [8].

Управление и цифровое развитие АПК Республики Беларусь. Повышение качества государственного управления в АПК Беларуси сегодня базируется и на совершенствовании механизмов государственной политики и затрагивает внедрение механизмов проектного управления. Проектное управление – метод управления масштабными задачами в условиях временных и ресурсных ограничений для достижения заявленных результатов и поставленных целей, процесс оказания госуслуг и снижение административных барьеров, бюджетная и налоговая политика, взаимодействие с органами местного самоуправления.

Далее перечислим основные ключевые проблемы, направления в области цифрового развития и эффективного управления в АПК республики. Определим ключевые цели и задачи в современном управлении на основе развития и внедрения новых технологий в процессы управления в условиях АПК Республики Беларусь, существующие на сегодняшний день.

Основные проблемы [4, 7]:

1. Крайне невысокий уровень использования информационных технологий и технологий образования в управлении АПК в целом, для обеспечения непрерывного профессионального развития работников:

– отсутствие готовых технологий и практических решений, адаптированных для непрерывного профессионального развития работников;

– низкий уровень взаимосвязанности компетенций госслужащих управления, аграриев и действующих образовательных программ;

– весьма слабый уровень применяемых мер, стимулов, поощрений к использованию новых образовательных технологий для обеспечения непрерывного, постоянного обучения и профессионального роста госслужащих системы управления АПК и аграриев.

2. Низкая эффективность системы государственного управления в сфере АПК, что обусловлено следующими факторами:

– длительная процедура принятия решений, излишняя бюрократичность управленческих процессов;

– дублирование функций между исполнителями, несогласованность указаний и распоряжений;

– недостаточная или вовсе отсутствующая персональная ответственность за полученный конечный результат;

– практическое отсутствие налаженного взаимодействия между подразделениями по решению стратегических и тактических вопросов.

3. Медленные темпы внедрения проектного управления в органах исполнительной власти:

– отсутствие унифицированной методологии осуществления проектного управления в органах исполнительной власти;

– неудовлетворительные меры по дополнительной мотивации участников проектной деятельности в органах исполнительной власти;

– недостаточный охват госслужащих программами по обучению проектному управлению;

– присутствие жесткой организационной структуры в органах исполнительной власти не позволяет сформировать эффективные команды для успешной реализации проектов.

4. Недостаточная степень оснащенности техническими средствами, что обусловлено следующими факторами:

– технологическое неравенство сельскохозяйственных предприятий;

– недостаточная оснащенность рабочих мест;

– техническая и технологическая несогласованность и разрозненность парка компьютерной техники, часто несовместимость по используемому различному программному обеспечению и т. д.

5. Незначительный уровень развития аналитического обеспечения государственного управления в АПК, часто обусловлено следующими факторами:

– разнородность информационных систем и информационных ресурсов, используемых в различных учреждениях и организациях сферы АПК;

– разрыв в уровне компьютеризации управленческих процессов в учреждениях и организациях сферы АПК.

6. Значительный объем бумажного документооборота между аграриями и органами исполнительной власти:

– различного рода барьеры в сфере организации безбумажного документооборота;

– недостаточное развитие сервисов электронного взаимодействия;

– низкий уровень квалификации персонала в сфере использования информационных технологий.

Основные направления [4, 7]:

1. Повсеместное внедрение современных цифровых решений, опытно доказавших свою эффективность в сектор госуправления в агросфере.

Цифровая экономика все больше находит свое отражение во всех сферах жизни общества, так в госуправлении хотя и медленно, но все же происходит постепенный переход от бумажного документооборота к электронному, предпринимаются попытки по созданию и внедрению неких цифровых платформ межведомственного взаимодействия и онлайн-порталы по предоставлению различного рода госуслуг.

На сегодняшний день внедрение новых технологий в систему государственного управления – это один из приоритетов цифровой повестки во всех сферах белорусской экономики, не исключением является и сельское хозяйство. Это подтверждается основными действующими на нынешний момент госпрограммами и другими нормативными документами:

– О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Республики Беларусь № 8 от 21 декабря 2017 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 27 декабря 2017 г. № 1/17415;

– Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации: Указ Президента Республики Беларусь 7 апреля 2022 г. № 136 (Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 09.04.2022, 1/20280);

– О приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021–2025 гг., Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2020 г. № 156 (Национальный правовой интернетпортал Республики Беларусь, 08.05.2020, 1/18986);

– Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 гг., утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 66 от 2 февраля 2021 г. (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.02.2021, 5/48755);

– Государственная программа «Аграрный бизнес» на 2021–2025 гг. утверждена, постановлением Совета Министров № 59 от 1 февраля 2021 г. Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2021 г. № 620 (Национальный правовой интернетпортал Республики Беларусь, 04.11.2021, 5/49584);

– Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг., Указ Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 г. № 348 (Национальный правовой интернетпортал Республики Беларусь, 21.09.2021, 1/19898);

– Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г., одобрена на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г., протокол № 10;

– Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016–2022 гг.: одобрено Постановлением коллегии Министерства связи и информатизации Республики Беларусь 30 сентября 2015 № 35 и утверждена на заседании Президиума Совета Министров (протокол от 03.11.2015 № 26);

– Стратегия «Наука и технологии: 2018–2040», утверждена Постановлением Президиума Национальной академии наук Беларуси 26.02.2018 № 17.

2. Повышение заинтересованности государства, сельского населения и агробизнеса в цифровизации системы предоставления государственных услуг.

Как потребители услуг государства сельское население и агробизнес любого масштаба заинтересованы:

– в значительном расширении спектра и повышении качества госуслуг;

– в максимальном снижении стоимости госуслуг и расходов на госуправление в целом;

– в минимизации субъективизма при получении услуг;

– в гарантиях безопасности и стабильности среды для агробизнеса и для жизни на селе.

Все вышеперечисленные задачи достаточно эффективно могут быть реализованы в рамках перевода системы предоставления госуслуг в цифровой формат. Государство определенно заинтересовано в повышении качества госуправления (скорости формирования, принятия и качества стратегических решений, удовлетворенности государственными сервисами со стороны граждан, среднего и малого бизнеса), а также в минимизации издержек на содержание, обслуживание и дальнейшую оптимизацию своего внушительного (где-то даже избыточного) аппарата управления.

3. Переход от традиционной статистики к использованию больших данных.

Вопросы взаимодействия официальной статистики и больших данных на сегодняшний день становятся все еще более актуальными. В качестве основных ведущих мировых центров, занимающихся данной проблематикой, можно выделить следующие: Статистическая комиссия ООН, Глобальная рабочая группа по большим данным в официальной статистике, проект ООН «Глобальный пульс».

В течение последних 5–8 лет был проведен целый ряд всемирных конференций по использованию больших данных в официальной статистике, что отражает признание необходимости выработки общих подходов и рассмотрения проблем больших данных.

Стратегическую ценность больших данных для официальной статистики определяют следующие характеристики:

– большой объем данных может способствовать получению более детализированных сведений по конкретным направлениям статистики;

– высокая скорость изменения информации способствует увеличению частоты статистических оценок;

– разнообразие больших данных может открыть возможности для производства статистики в новых областях, получения информации о ненаблюдаемых ранее официальной статистикой сферах;

– разнородность происхождения больших данных может способствовать многоаспектности измерения и, тем самым, повышению надежности статистических оценок.

Основные задачи, мероприятия и пути по их реализации в области цифрового развития и эффективного управления в сельском хозяйстве Республики Беларусь кратко и для наглядности представлены в таблице.

Для справки: приведем основные блоки мероприятий, предусмотренные подпрограммой «Цифровое развитие государственного управления» госпрограммы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 гг. (рис.). Нужно отметить, что часть мероприятий, входящих в некоторые приведенные укрупненные подразделы (блоки) подпрограммы, относятся и к аграрной сфере.

Рис. Мероприятия, предусмотренные подпрограммой «Цифровое развитие государственного управления» госпрограммы «Цифровое развитие Беларуси», на 2021–2025 гг.

Основные цели и задачи [7, 9]:

1. Постепенный отказ от традиционного бумажного документооборота и переход на скорейший насколько это возможный полноценный электронный документооборот. Перевод после основательного и качественного реинжиниринга ряда процессов, поддающихся алгоритмизации, в цифровую форму.

2. Максимальная минимизация негативного влияния человеческого фактора путем активного внедрения автоматизированных (цифровых) технологий, принятия решений на самых различных уровнях управления.

3. Достижение высокой скорости внесения изменений в процессы управления в АПК.

4. Создание цифровой экосистемы, позволяющей гражданам, особенно среднему и малому бизнесу, быстро и эффективно взаимодействовать с государственными учреждениями, организациями в режиме мультиканальности с использованием различных устройств и приложений.

5. Постоянное непрерывное совершенствование процессов цифровой экосистемы на основе внедрения четкой системы обратной связи относительно степени удовлетворенности всех пользователей системы качеством оказанных услуг.

6. Серьезное повышение уровня прозрачности принимаемых решений в системе госуправления за счет максимально допустимого раскрытия данных и внедрения автоматизированных, цифровых технологий и систем принятия решений [7].

Заключение. Всесторонняя масштабная цифровизация сельского хозяйства Республики Беларусь – это требование времени и важнейшее уже просто жизненно необходимое условие повышения его конкурентоспособности и выхода на приемлемую доходность как переработки сельхозпродукции с ее последующей реализацией, так и изначально самого сельхозпроизводства, рентабельность которого остается пока еще крайне низкой.

КОРОТКО О ВАЖНОМ

МИНСЕЛЬХОЗ ОТМЕТИЛ РОСТ ПРОИЗВОДСТВА РЯДА ВИДОВ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Производство ряда видов молочной продукции в России в 2023 г. выросло по сравнению с прошлым годом. Об этом сообщила пресс-служба Минсельхоза России.

В 2023 г. производство ряда видов молочной продукции росло, в т. ч. выпуск сыров за январь-сентябрь увеличился на 16,3 % по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 г. и составил 580,8 тыс. тонн. Выросло производство кисломолочных и других продуктов, говорится в сообщении.

При этом цены производителей на сырое молоко снизились на 3,9 % за аналогичный период, сообщает министерство. Низкий уровень цен на сырье отражается на минимальной динамике стоимости готовой продукции как у производителей, так и в рознице, приводится в сообщении.

По данным Росстата на 20 ноября 2023 г., розничные цены на пастеризованное молоко, сливочное масло и сыры за год выросли в пределах от 0,8 до 1,6 %, что значительно ниже темпов общей инфляции. При этом у производителей цены на сыры были даже ниже уровня 2022 г. на 0,7 %, сообщает Минсельхоз.

Источник: https://tass.ru

Язык статьи:
Действия с выбранными: