В последние годы все большее значение придается решению такой проблемы, как увеличение доли тарифной части оплаты труда, в связи с тем, что как показатель доля тарифной оплаты в структуре заработной платы работников косвенно отображает состояние и развитие многих взаимосвязанных процессов и явлений в социально-трудовой сфере. Это особенно важно сейчас в условиях относительно высокой инфляции, когда работники заинтересованы в том, чтобы гарантии оплаты их труда были достаточно высокими. А это обеспечивается через повышение уровня тарифной оплаты.
В свое время отдельными специалистами даже высказывались предложения о необходимости законодательного закрепления в Трудовом кодексе РФ положений, согласно которым базовая (условно постоянная) часть заработной платы должна составлять не менее 60 % в структуре заработной платы [1].
На примере регулирования оплаты труда в бюджетной сфере можно проследить, как изменялись в последние годы ключевые подходы к структурированию заработной платы. Так, в 2008–2009 гг. немаловажную роль играло требование в части формирования стимулирующей части фонда оплаты труда, который в федеральных бюджетных учреждениях должен был составлять не менее 30 % [2]. Идеология оплаты труда предполагала повышение эффективности деятельности организаций бюджетной сферы за счет повышения персональной эффективности работников. Однако на практике эта стало приводить к существенному занижению размеров тарифной оплаты, усилению диспропорций в оплате труда работников. И в Единых рекомендациях по установлению систем оплаты труда на федеральном, региональном и местном уровнях на 2015 год в части оплаты труда работников здравоохранения уже предусматривалась рекомендация провести работу, «сбалансировав структуру заработной платы работников таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55–60 % заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 % в структуре заработной платы составляли стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, за квалификационную категорию, 10–15 % структуры заработной платы выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников» [3]. А требование о минимальной доле фонда оплаты труда, направляемого на стимулирующие выплаты, в редакции постановления Правительства № 583 от 31 января 2014 года, наоборот, было исключено.