По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.22

Вопросы структуры заработной платы в отраслевых соглашениях

Поллак А.П. канд. экон. наук, заведующий отделом регламентации трудовых отношений, e-mail: pollak_a.p@mail.ru, ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России, 105064, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 34
Литовченко Н.Н. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник управления заработной платы и доходов населения, e-mail: nina.litovchenko@bk.ru ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России, 105064, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 34

Анализируется современная практика регулирования структуры заработной платы в отраслевых соглашениях. На примере реформирования оплаты труда в бюджетной сфере авторами показана тенденция к изменению основных подходов к организации оплаты труда работников в Российской Федерации. Отмечается необходимость взвешенного подхода к регулированию структуры заработной платы, а также опасность формального подхода к соблюдению норм о структуре заработной платы. Авторы указывают на неразрывную связь повышения доли тарифной оплаты с качеством нормирования и организации труда на предприятиях. Делается вывод о необходимости проведения работ по оптимизации структуры заработной платы в целях повышения производительности труда.

Литература:

1. Козина Е.В. Соотношение базовой части заработной платы и надтарифных выплат // Трудовое право. — 2010. — № 8. — С. 63–76.

2. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (с изменениями и дополнениями). Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, пункт 11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/193695/ (Дата обращения: 12.04.2016).

3. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г., протокол № 11) п.п в) п. 39 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rg.ru/2015/01/12/recomendacii-dok.html (Дата обращения: 15.04.2016).

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib.ru/DIC/ OZHEGOW/ozhegow_a_d.txt (Дата обращения: 15.04.2016).

5. Отраслевое соглашение по организациям Федерального агентства специального строительства на 2014–2016 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://spetsstroy. ru/agency/union/industrial_agreement/ (Дата обращения: 22.03.2016).

6. Межрегиональное отраслевое соглашение по организациям судостроительной промышленности, морской техники и судоремонта на 2013–2015 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70470894/ (Дата обращения: 22.03.2016).

7. Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения. Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.webapteka.ru/phdocs/doc10729.html (Дата обращения: 22.03.2016).

8. О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.08.2008 № 463н (ред. от 02.08.2011) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo-med.ru/legislation/fz/3251/ (Дата обращения: 25.03.2016).

9. Об утверждении Положения об оплате труда работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг». Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 октября 2014 г. № 696н [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant. ru/70868438/ (Дата обращения: 25.03.2016).

10. Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 26.03.2016).

В последние годы все большее значение придается решению такой проблемы, как увеличение доли тарифной части оплаты труда, в связи с тем, что как показатель доля тарифной оплаты в структуре заработной платы работников косвенно отображает состояние и развитие многих взаимосвязанных процессов и явлений в социально-трудовой сфере. Это особенно важно сейчас в условиях относительно высокой инфляции, когда работники заинтересованы в том, чтобы гарантии оплаты их труда были достаточно высокими. А это обеспечивается через повышение уровня тарифной оплаты.

В свое время отдельными специалистами даже высказывались предложения о необходимости законодательного закрепления в Трудовом кодексе РФ положений, согласно которым базовая (условно постоянная) часть заработной платы должна составлять не менее 60 % в структуре заработной платы [1].

На примере регулирования оплаты труда в бюджетной сфере можно проследить, как изменялись в последние годы ключевые подходы к структурированию заработной платы. Так, в 2008–2009 гг. немаловажную роль играло требование в части формирования стимулирующей части фонда оплаты труда, который в федеральных бюджетных учреждениях должен был составлять не менее 30 % [2]. Идеология оплаты труда предполагала повышение эффективности деятельности организаций бюджетной сферы за счет повышения персональной эффективности работников. Однако на практике эта стало приводить к существенному занижению размеров тарифной оплаты, усилению диспропорций в оплате труда работников. И в Единых рекомендациях по установлению систем оплаты труда на федеральном, региональном и местном уровнях на 2015 год в части оплаты труда работников здравоохранения уже предусматривалась рекомендация провести работу, «сбалансировав структуру заработной платы работников таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55–60 % заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 % в структуре заработной платы составляли стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, за квалификационную категорию, 10–15 % структуры заработной платы выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников» [3]. А требование о минимальной доле фонда оплаты труда, направляемого на стимулирующие выплаты, в редакции постановления Правительства № 583 от 31 января 2014 года, наоборот, было исключено.

Для Цитирования:
Поллак А.П., Литовченко Н.Н., Вопросы структуры заработной платы в отраслевых соглашениях. Нормирование и оплата труда в строительстве. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: