На переломе XX и XXI веков человечество вступило в новую для себя стадию развития. Методичное и системное накапливание знаний позволило их количество трансформировать в новое качество. Современный период может характеризоваться как начальная фаза такого превращения. Новое качество, очевидно, будет определяться значительным увеличением интеллектуальной составляющей во всех жизнеобеспечивающих процессах. Совершенствование исследовательских технологий; разработка исследовательского оборудования, позволяющего проникнуть в неизвестные ранее глубины материального мира более высокого порядка; лавинообразное внедрение в исследовательскую деятельность информационных технологий значительно обогнали способность человека эффективно адаптироваться к инновационным технологиям. Возникающие при этом диспропорции между техническими и технологическими возможностями, с одной стороны, и низкой психологической адаптивностью к таким технологиям, с другой стороны, создают угрозу эволюционного противоречия.
Примерами высказанного тезиса являются агрессивное внедрение ГМО, клонирования, использования биоинформационных технологий в повседневную жизнь, на фоне отсутствия консолидированного мнения об их приемлемости для различных социальных групп населения. Новые технологии находят себе место даже в такой консервативной для человека среде, как общественное питание. Успехи в области коллоидной химии, физике, информатике и других областях позволили реализовать идею конструирования продуктов питания, обладающих широким спектром заданных сенсорных характеристик. Такая технология получила название «молекулярной пищи», хотя, по сути, представляет собой лишь занимательный «казус», демонстрирующий возможности современной науки.
В сложившихся условиях задачи товароведения продовольственных товаров должны быть изменены и адаптированы под складывающиеся социальные нужды [1]. Современное товароведение в рамках своих традиционных функций оценки качества товаров должно разработать технологии надежной логистики потребителя в среде инновационных продуктов питания и их оборота. Однако такая задача, безусловно, потребует привлечения в товароведную сферу новых специалистов, новых образовательных технологий, новых направлений научных исследований [2]. Темпы развития науки сдерживаются сложившимися стереотипами о разделении процесса познания окружающего мира на специальности и направления. Научное сообщество сегодня активно обсуждает и внедряет в практику принцип конвергентных технологий, предполагающий взаимопроникновение различных научных направлений и специальностей [3]. Товароведение может быть отнесено к науке, призванной быть площадкой для «сборки» знаний, полученных в других областях. В связи с этим принцип конвергентности должен быть применен в товароведении в наибольшей мере.