По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вопросы современного образования в условиях глобализации

Панибратцев Андрей Викторович доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, ФГОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации», Россия, 125993, г. Москва, Кронштадтский бул., д. 20, e-mail: pasabas@yandex.ru

В статье рассматриваются основные проблемы глобализации высшего образования, дается определение глобализации. Отмечено, что глобализация явилась основой начатой трансформации профессионального образования. Указывается, что основное назначение глобализации высшего образования — ориентация на построение общества, основой которого должен стать высокообразованный человеческий капитал. Выявлены основные направления глобализации — интернационализация, интеграция и информатизация высшего образования. Показано, что глобализация образования — это концепция, ориентирующая учащегося на выработку планетарного сознания.

Литература:

1. Альтбах Ф. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства // Alma mater. — 2004. — № 11. — С. 41–56.

2. Андреев А.Л. Россия в глобальном образовательном пространстве // Высшее образование в России. — 2009. — № 12. — С. 11–21.

3. Бобров Л.К. В контексте интернационализации образования // Высшее образование в России. — 2009. — № 10. — С. 45–56.

4. Волков А., Романенко И., Кузьминов Я., Рудник Б., Фрумин Н., Якобсон Л., Андрушак Г., Юдкевич М. Российское образование 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях // Совет ректоров. — 2008. — № 8. — С. 14–28.

5. Гранин Д.Д. Глобализация или «вестернизация» // Вопросы философии. — 2008. — № 2. — С. 3–21.

6. Данильченко В.М. Глобализация и образование в ХХI веке // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 3. — С. 44–57.

7. Добреньков В.И. Выводы глобализации и перспективы человечества // Вестник Московского университета. — Сер. 18. Социология и политология. — 2004. — № 4. — С. 3–32.

8. Жуковский И.В. Всемирная торговая организация и развитие образования // Высшее образование сегодня. — 2001. — № 2. — С. 18–32.

9. Захаревич В., Попов В., Гребнев Л. Международная аккредитация образовательных программ // Высшее образование в России. — 2005. — № 12. — С. 2–8.

10. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и глобализация как американизация // Вопросы философии. — 2004. — № 4. — С. 58–74.

11. Качиева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы ХХ века. — Пятигорск, 2004. — 244 с.

12. Климанович О., Ганчеренок И. Понятийно-терминологический аспект проблемы интернационализации высшего образования // Alma mater. — 2001. — № 1. — С. 9–19.

13. Ларионова М.В. Интеграционные процессы в образовании. Европейский опыт // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 2. — С. 42–59.

14. Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России. — 2006. — № 3. — С. 28–41.

15. Мещеряков Д.А. Глобализация образования и общеевропейское образовательное пространство // Философия образования. — 2007. — № 1. — С. 72–90.

16. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее образование в России. — 2004. — № 8. — С. 15–28.

17. Ракитянский Н.М. Россия и вызов глобализации // Социологические исследования. — 2002. — № 4. — С. 54–69.

18. Садлак Я. Болонский процесс: региональный ответ на глобальные проблемы // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 10. — С. 14–23.

19. Сазонова З. Болонский процесс: позиция российского преподавателя // Высшее образование в России. — 2004. — № 3. — С. 24–38.

20. Слепухин А. Высшая школа в условиях интернационализации // Высшее образование в России. — 2004. — № 6. — С. 3–12.

21. Телегина Г.В., Штыкова И.В. Университет в глобальном мире: новая миссия // Университетское управление: практика и анализ. — 2005. — № 5. — С. 62–75.

22. Чисяева А. Университетское образование на пути к новому самоопределению // Высшее образование в России. — 2007. — С. 130–141.

Мировая система современности характеризуется общностью многих процессов, которые происходят в различных сферах и протекают во многом одинаково, вне зависимости от каких-либо особенностей страны.

Основным двигателем прогресса и самой большой ценностью в мире признаются знания, поэтому высшая школа каждого стремящегося к поступательному развитию государства должна отвечать некоторым общим для всего мира требованиям, чтобы соответствовать тем условиям, которые на образование возлагают и новая система экономики, и новая система международного устройства.

Все эти требования воплотились в тех направлениях глобализации, которые сейчас оказывают влияние на развитие и существование высшего профессионального образования во всем мире, вне зависимости от того, насколько естественны эти направления развития для каждой системы образования.

Глобализация высшего образования и ее основные направления нуждаются в классификации, осмыслении и анализе всех возможных положительных и отрицательных черт, последствий их реализации в российской высшей школе, а также в обосновании их целесообразности.

Выявление этих направлений, их характеристик и особенностей, возможных трудностей, степеней и форм влияния на общество будет способствовать прояснению терминологической составляющей понятия глобализации в сфере высшего образования, поскольку в этом аспекте существуют путаница и неправомерное замещение одних определений другими в силу неясности и размытости понятийного аппарата.

К термину «глобализация» по этой причине не одно десятилетие приковано огромное внимание, так как при его помощи научные деятели пытаются обобщить и объяснить повсеместно происходящие в мире процессы [7, c. 4].

Самым общим считается определение, данное Генеральным секретарем ООН Кофи А. Аннаном, который считает, что «глобализация является общим термином, обозначающим все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий не только между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, но и между государствами» [10, c. 64].

Для Цитирования:
Панибратцев Андрей Викторович, Вопросы современного образования в условиях глобализации. Ученый совет. 2014;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: