По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 615.1 DOI:10.33920/med-13-2001-05

Вопросы софинансирования лекарственного обеспечения населения: международный и российский опыт

Институт трансляционной медицины и биотехнологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)», канд. фарм. наук, 107589, г. Москва, ул. Хабаровская, 22/2/262, тел.: +7 495 656 27 57 (раб.), + 7 925 098 30 16; Е-mail: 5052568@mail.ru
OOО «CSC pharma», 123060, г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, д. 2, корп. 1, кв. 240, тел: +7 926 260 21 38 (моб.); Е-mail: victoria.v.andreeva@gmail.com
Институт трансляционной медицины и биотехнологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)», канд. фарм. наук, доцент, 143090, Московская область, г. Балашиха, ул. К. Маркса, д. 4, кв. 135, тел.: +7 495 656 27 57 (раб.), + 7 916 141 15 56; Е-mail: lenaza@bk.ru

Президент России В. В. Путин в указе от 07.05.2018 № 204 в качестве общенациональной цели определил увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 72,7 до 78 лет к 2024 г. Система всеобщего лекарственного обеспечения является одним из факторов, от которых зависит ее достижение. Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г. обозначена цель повышения доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей населения и системы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансированной с имеющимися ресурсами системы лекарственного обеспечения населения страны. Система здравоохранения должна расширить возможности применения современных и эффективных механизмов, обеспечивающих финансирование лекарственного обеспечения населения.

Литература:

1. Фантастической эффективности проект // medportal.ru.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178‑ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственной социальной помощи».

4. Власов В.В., Плавинский С.Л. Варианты лекарственного обеспечения для России: уроки стран Европы и всего мира [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://osdm.org/wpcontent/uploads/2012/09/Report120919clear.pdf.

5. Латынцев А.В. Организационно-правовые механизмы софинансирования стоимости лекарственных препаратов амбулаторным больным // Здравоохранение Российской Федерации. — 2014. — Т. 58, № 6. — С. 9–14.

1. Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ "On the Basics of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation"

2. Federal Law of 17 July 1999 No. 178-FZ (ed. 7 March 2018) "On State Social Assistance"

3. Latyntsev A.V. The organizational legal mechanisms of cofinancing of costs of pharmaceuticals for out-patients. Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii – Health Care ofthe Russian Federation, 2014, vol. 58, no.6, pp. 9-14

4. Mednovosti Available at: https://medportal.ru/mednovosti/news/2015/10/30/150drugs/

5. Vlasov V.V., Plavinsky S.L. Options of drug supply for Russia: lessons of the countries of Europe and the whole world. Available at: http://osdm.org/wp-content/uploads/2012/09/ Report120919clear.pdf

Пилотные проекты по отработке новых схем лекарственного обеспечения должны были начаться в России с 2015 г., а в 2021–2025 гг. уже планируется внедрение эффективных моделей лекарственного страхования. Распоряжение правительства РФ от 30.01.2015 № 136‑р «О реализации в 2015–2016 годах на территории Российской Федерации пилотных проектов, направленных на модернизацию системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан» утвердило критерии выбора субъектов Российской Федерации для проведения пилотных проектов, в том числе по внедрению системы референтных цен.

В Кировской области по собственной инициативе новая система лекарственного обеспечения была опробована в 2013 г., где внедрили программу лекарственного страхования пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом «лекарственным страхованием» была названа система сооплаты пациентов за лекарства, 90 % расходов которой покрывается за счет регионального бюджета. Организационный механизм был применен тот же, что при обеспечении льготных групп населения: пациенты получают лекарства по рецептам в аптеке, доплачивая при этом 10 % от их стоимости. Это считается необходимым для сохранения у них мотивации к лечению. По окончании первых двух лет реализации проекта в муниципалитетах достигнуты заметные результаты: на 25 % уменьшилась потребность в вызовах скорой помощи и в стационарном лечении по данному профилю, первичный выход на инвалидность снизился на 22 %, смертность от болезней системы кровообращения уменьшилась на 21 %. Экономический эффект проекта составил 90,5 млн руб., что превысило в три раза затраты бюджета Кировской области на реализацию проекта — 31,4 млн руб. [1].

Создаваемая модель лекарственного обеспечения будет учитывать международный опыт, встраиваться в существующую систему организации и финансирования здравоохранения, а также коррелировать со сформированной системой лекарственного обеспечения социально декретированных групп населения и отдельных категорий заболеваний.

Различные схемы софинансирования в вопросах фармакотерапии используются во многих странах для выполнения государственных гарантий по лекарственному обеспечению населения.

Для Цитирования:
, , , Вопросы софинансирования лекарственного обеспечения населения: международный и российский опыт. Фармацевтическое дело и технология лекарств. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: