По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Вопросы правового регулирования труда педагогических работников образовательных учреждений высшего образования

Морозов Павел Евгеньевич профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, г. Москва

В статье анализируется правовое регулирование труда педагогических работников, потребность в совершенствовании которого определяется тем, что содержание коллективных договоров ряда образовательных учреждений высшего образования не в полной мере соответствует требованиям трудового законодательства. Автор подчеркивает, что несовершенство коллективно-договорного регулирования труда педагогических работников увязывается в основном с недостатками юридической техники. Учитывая все возрастающую роль и значение социального партнерства в сфере образования автор анализирует коллективные договоры некоторых высших учебных заведений России с точки зрения оптимизации труда научно-педагогических работников.

Литература:

1. Устав Общероссийской общественной организации «Российское профессорское собрание» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rosakurn.ru (Дата обращения: 18.01.2017).

2. Шадрина Т.В. Особенности труда педагогических работников. «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения». – 2014. – № 8 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.altx-narod.ru/budjet/1014otp.htm (Дата обращения: 24.02.2017).

3. Аверьянова М.И. Особенности правового регулирования труда педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Москва, 2014. – С. 3.

4. Григорьева С.Г., Краснова А.С. Некоторые проблемы регулирования труда педагогических работников // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 21–25 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept. ru/2013/64005.htm (Дата обращения: 18.01.2017).

5. Кашленко Е.К. Организационнопедагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Омск, 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ organizatsionno-pedagogicheskie-usloviyapostroeniya-sotsialnogo-partnerstva-kakfaktora-sot#ixzz4W66AtM9T (Дата обращения: 18.01.2017).

6. Медведева Н.В. «Взаимодействие среднего специального учебного заведения и социальных партнеров в обеспечении качества профессиональной подготовки студентов»: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2011. – С. 3.

7. Коллективный договор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://opk-images.brandproduction.ru/ opk/2016/04/12/0000020009/field65.pdf (Дата обращения: 18.01.17)

8. Коллективный договор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» на 2015–2018 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spbu. ru/files/upload/Structure/documents/ kollektivnij_dogovor.pdf. (Дата обращения: 18.01.2017).

9. Коллективный договор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» на 2015–2017 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kpfu.ru/ profcom/kollektivnyj-dogovor (Дата обращения: 18.01.2017).

10. Коллективный договор ФГАОУ ВПО«УрФУ имени первого Президента России» Б.Н. Ельцина» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urfu.ru/fi leadmin/ user_upload/common_files/employee/ docs/kd_2015-2018_na_sayt_0.pdf (Дата обращения: 18.01.17).

11. Коллективный договор Новосибирского государственного технического университета на 2014–2017 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nstu.ru/static_files/433/NSTU_ koldogovor_2014(2).pdf (Дата обращения: 18.01.2017).

12. Коллективный договор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный аграрный университет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.dalgau.ru/sveden/document/Doc/ Kol_dorovor_22.10.15.pdf (Дата обращения: 18.01.17).

Устав Общероссийской общественной организации «Российское профессорское собрание» [1] определяет в качестве одной из ее целей развитие системы социального партнерства высших учебных заведений (п. 10). Это невозможно без оптимизации содержания коллективных договоров образовательных учреждений высшего образования, тем более, что на локальном уровне актами, объединяющими общие и специальные нормы правового регулирования каждого образовательного учреждения, являются устав и коллективный договор [2].

Сущность проблемы состоит в том, что положения коллективных договоров ряда высших учебных заведений РФ не в полной мере соответствуют требованиям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в основном в плане юридической техники. Ввиду чего на современном этапе требуется привести содержание ряда коллективных договоров в сфере образования в соответствие с требованиями нормативных правовых актов.

Мы согласны с тем, что расплывчатые формулировки в Законе об образовании, отсутствие необходимых подзаконных нормативных правовых актов, которые давали бы ответ на возникающие в правоприменительной практике вопросы, приводят к решениям, ущемляющим права педагогов общеобразовательных организаций и не всегда учитывающим интересы работодателей [3].

Кроме того, «при всей важности внесения в Трудовой кодекс Российской Федерации положений об особенностях труда педагогов, следует отметить, что указанные нормы весьма поверхностно отражают специфику их труда и носят преимущественно отсылочный характер» [4].

Мы разделяем также точку зрения Е.К. Кашленко, которая считает, что социальное партнерство в образовании, организуемое заинтересованными в достижении прогрессивных изменений в образовании субъектами, характеризуется следующими сущностными чертами:

• добровольность и равновыгодность взаимоотношений;

• взаимоподдержка субъектов;

• межведомственный характер взаимодействия;

• использование договора как формы, стимулирующей взаимную ответственность субъектов партнерства за результат их взаимодействии [5].

Для Цитирования:
Морозов Павел Евгеньевич, Вопросы правового регулирования труда педагогических работников образовательных учреждений высшего образования . Вопросы трудового права. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: