По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Вопросы правового регулирования при вакцинации работников

Н. М. Саликова д-р юрид. наук, профессор кафедры трудового права, почетный работник высшего профессионального образования РФ, Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург, е-mail: tp@usla.ru
Е. М. Батухтина канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процесса, Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург, Е-mail: kafedra.gp@gmail.com

В статье рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования в сфере вакцинации. Авторами анализируются правовые основания обязательной вакцинации. Особое внимание уделено комплексу мер, направленных на оказание содействия проводимой в стране профилактической и обязательной вакцинации, которые должен принять работодатель в целях улучшения эпидемиологической ситуации.

Литература:

1. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 №09АП-31287/21.

2. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 №17АП-4570/21.

Вакцинация — комплекс мероприятий, направленных на введение в организм антиген-специфичных компонентов (в составе вакцин и анатоксинов) с целью формирования активного защитного иммунитета против определенного инфекционного агента или вырабатываемых ими экзотоксинов («Википедия»). С точки зрения вирусологии является одним из наиболее эффективных способов борьбы с распространением инфекций и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Главная роль в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия принадлежит государству. Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, относятся… координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; …введение и отмена на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина)… своевременное и полное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке, о проводимых и (или) планируемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, в том числе об ограничительных, о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях). Субъекты РФ имеют право на введение и отмену на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей (ст. 6 Закона №52-ФЗ).

Однако обязанности соблюдать нормы и правила в этой сфере есть и у граждан, и у индивидуальных предпринимателей, и у юридических лиц (ст. 2 Федерального закона №52-ФЗ). Работодатели обязаны соблюдать и обеспечивать безопасные условия труда работников (ст. 22, 212 ТК РФ), а это невозможно сделать без соблюдения в том числе санитарно-эпидемиологических норм, вовлечения работодателя в проведение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий с целью предотвращения массовой заболеваемости инфекционными болезнями, которые могут причинить значительный вред здоровью и жизни граждан, особенно в нынешних условиях.

Для Цитирования:
Н. М. Саликова, Е. М. Батухтина, Вопросы правового регулирования при вакцинации работников. Безопасность и охрана труда на предприятиях топливно-энергетического комплекса. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала