В процессе товарного производства сахарной свеклы для хозяйствующих субъектов в качестве основной формы организации уборочных работ уже более трех десятилетий является групповое использование агрегатов в виде уборочно-транспортных звеньев (УТЗ), представляющих собой типичный формат массового обслуживания, в системе которого от одной группы агрегатов исходит поток требований на обслуживание к другой группе агрегатов, удовлетворяющих эти требования.
При этом оптимальное взаимодействие уборочных и транспортных агрегатов в составе УТЗ направлено на обеспечение минимальных потребностей от взаимного ожидания. Также следует учитывать, что в формате реальных условий не остаются постоянными такие факторы взаимодействия, как урожайность сахарной свеклы и расстояние перевозки, продолжительность погрузочных и разгрузочных операций. Существенное влияние оказывают и различия между одиночным и групповым способами организации работ [1]. А главное, характер изменения указанных факторов в вероятностном смысле является случайным.
Для удобства проводимых исследований в целях поиска единой методики для одиночного и группового способа уборочных работ, на наш взгляд, целесообразно принять транспортные агрегаты в качестве обслуживаемых, а уборочные — в качестве обслуживающих, выступающих в роли погрузчиков.
Поскольку количество агрегатов в составе УТЗ ограничено, то в ней имеет место замкнутая система массового обслуживания с ожиданием выполнения взаимосвязанных операций, выстроенных в виде цепи последовательных решений, направленных на оптимизацию функционирования УТЗ. Принципиальная схема функционирования такой системы представлена на рисунке.
Критерий оптимальности УТЗ, обеспечивающий минимум потерь от взаимного ожидания уборочных и транспортных агрегатов, будет иметь следующий вид:
где Cmn — суммарные потери от простоев, руб/ч;
mo, no — среднее количество простаиваемых транспортных и уборочных агрегатов соответственно, ед.