По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.371

Вопросы оптимизации состава и количества транспортных средств на уборке сахарной свеклы

А. В. Панин канд. техн. наук, д-р экон. наук, кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка и высоких технологий в растениеводстве, Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, г. Москва, E-mail: paninav1980@mail.ru
А. Н. Губа аспирант, кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка и высоких технологий в растениеводстве, Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, г. Москва

В статье представлены результаты исследования по поводу выбора методических решений в части оптимального взаимодействия уборочных и транспортных агрегатов в процессе уборки сахарной свеклы. Предложен ряд вычислительных приемов по нахождению критерия оптимальности в процессе функционирования уборочно-транспортных звеньев, обеспечивающих минимум потерь от взаимного выполнения ожидаемых требований. Данные приемы направлены на повышение эффективности работы МТА.

Литература:

1. Скороходов А. Н., Левшин А. Г. Производственная эксплуатация машинно-тракторного парка. — М.: Битком, 2016. — 474 с.

2. Скороходов А. Н., Левшин А. Г., Уваров В. П., Дидманидзе Р. Н. Моделирование и оптимизация технологических процессов в растениеводстве.: Практикум. — М.: РГАУ-МСХА, 2017. — Ч. 2. — 145 с.

3. Новиков О. А., Петухов С. И. Прикладные вопросы теории массового обслуживания. — М.: Сов. Радио, 1969. — 324 с.

4. Белый Е. К. Введение в теорию массового обслуживания: учебное пособие для студентов. — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014. — 76 с.

5. Кошуняева Н. В., Патронова H. H. Теория массового обслуживания (практикум по решению задач) / САФУ им. М. В. Ломоносова. — Архангельск: САФУ, 2013. — 107 с.

6. Осипов А. Н., Яковлев А. С. Перспективы применения опыта технического оснащения сельского хозяйства Канады для России в условиях импортозамещения // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2017. — № 3 (32). — С. 50–56.

7. Панин А. В., Дегтярёва С. М. Критерии оценки эффективности использования ресурсов в агропромышленном производстве // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. — 2012. — № 10–12. — С. 63–67.

8. Шевелевич К. В. Практикум по дисциплине «Исследование операции и методы оптимизации». — М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. — 24 с.

В процессе товарного производства сахарной свеклы для хозяйствующих субъектов в качестве основной формы организации уборочных работ уже более трех десятилетий является групповое использование агрегатов в виде уборочно-транспортных звеньев (УТЗ), представляющих собой типичный формат массового обслуживания, в системе которого от одной группы агрегатов исходит поток требований на обслуживание к другой группе агрегатов, удовлетворяющих эти требования.

При этом оптимальное взаимодействие уборочных и транспортных агрегатов в составе УТЗ направлено на обеспечение минимальных потребностей от взаимного ожидания. Также следует учитывать, что в формате реальных условий не остаются постоянными такие факторы взаимодействия, как урожайность сахарной свеклы и расстояние перевозки, продолжительность погрузочных и разгрузочных операций. Существенное влияние оказывают и различия между одиночным и групповым способами организации работ [1]. А главное, характер изменения указанных факторов в вероятностном смысле является случайным.

Для удобства проводимых исследований в целях поиска единой методики для одиночного и группового способа уборочных работ, на наш взгляд, целесообразно принять транспортные агрегаты в качестве обслуживаемых, а уборочные — в качестве обслуживающих, выступающих в роли погрузчиков.

Поскольку количество агрегатов в составе УТЗ ограничено, то в ней имеет место замкнутая система массового обслуживания с ожиданием выполнения взаимосвязанных операций, выстроенных в виде цепи последовательных решений, направленных на оптимизацию функционирования УТЗ. Принципиальная схема функционирования такой системы представлена на рисунке.

Критерий оптимальности УТЗ, обеспечивающий минимум потерь от взаимного ожидания уборочных и транспортных агрегатов, будет иметь следующий вид:

где Cmn — суммарные потери от простоев, руб/ч;

mo, no — среднее количество простаиваемых транспортных и уборочных агрегатов соответственно, ед.

Для Цитирования:
А. В. Панин, А. Н. Губа, Вопросы оптимизации состава и количества транспортных средств на уборке сахарной свеклы. Овощеводство и тепличное хозяйство. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: