По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вопросы использования ФГИС «ЕГР ЗАГС» как базы данных — агрегатора сведений о личности субъекта права с учетом развития коронавирусной инфекции

На основании Указа Президента РФ в 2018 г. в действие была введена федеральная государственная информационная система «Единый госреестр ЗАГС». Эта база данных представляет агрегирование информации по всем аспектам записи актов гражданского состояния в отношении граждан РФ. ЕГР ЗАГС характеризуется несколькими признаками: доступ к ней производится в онлайн-режиме; при обращении в уполномоченный орган власти возможна быстрая выдача необходимых повторных документов по любым вопросам; сведения в реестре отвечают требованиям достоверности и уникальности. В это же время, как отмечают специалисты, система имеет массу недостатков: — во-первых, она еще не до конца доработана, внутри нее есть многочисленные ошибки, которые не позволяют специалистам органов ЗАГС эффективно исполнять свои должностные обязанности (например, ЕГР ЗАГС позволяет генерировать заявления только по 5 из 16 жизненных ситуаций); — во-вторых, создание агрегированного материала создает риск утечек персональных данных (хотя в законодательстве ответственность за совершение подобных деяний подробно расписана, однако правоприменительная практика в РФ не предполагает активного юридико-санкционного воздействия на правонарушителей). Автор считает, что для исправления ситуации необходимо обратиться к зарубежному опыту функционирования подобных систем.

Литература:

1. Баранов С. А. О формировании службой записи актов гражданского состояния Иркутской области регионального сегмента федеральной государственной информационной системы «Единый государственный реестр записей актов» в рамках программы развития федеральной государственной информационной системы единого реестра населения // Пространства социальной напряженности и стратегические консенсусные взаимодействия в XXI веке: сборник научных трудов. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет. — 2020. — С. 142–147.

2. Васильева А. С., Суковатова О. П. Проблемы внедрения федеральной информационной системы «Единый государственный реестр записи актов гражданского состояния» в Рязанской области // Современные технологии в науке и образовании — СТНО-2020: Сборник трудов III Международного научно-технического форума: в 10 т. — Рязань, 2020. — С. 137–140.

3. Земскова И. А. Трансформация качества государственных услуг под влиянием цифровизации государственных органов // Вестник Саратовского государственного социальноэкономического университета. — 2018. — № 3 (72). — С. 24.

4. Хлюпина М. М. Проблемы в деятельности отдела ЗАГС администрации Ягоднинского городского округа Магаданской области // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей III Международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 94–97.

Президент РФ в своем Указе от 15 января 2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» поручил Правительству РФ разработать и внести в Государственную думу проект закона, предусматривающего создание единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.

Это поручение было исполнено уже через 6 месяцев: 23 июня 2016 г. Государственная дума приняла Федеральный закон № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"» (вступил в силу 1 октября 2018 г.)1.

Руководствуясь нормативными требованиями, органы власти к 2018 г. создали особое программное обеспечение, позволяющее производить государственную регистрацию всех видов записей актов в онлайнрежиме.

1-й этап — перепрофилирование внутренней структуры службы органов ЗАГС, создание специальных отделов по работе с ЕГР ЗАГС (этот же отдел в большинстве субъектов Федерации занимается организацией межведомственного взаимодействия).

2-й этап — включал два параллельных действия: на федеральном уровне — обновление серверов, на уровне субъектов Федерации — обучение сотрудников ЗАГС.

3-й этап — оцифровка и загрузка ранее имевшихся документов органов ЗАГС в цифровое поле ЕГР (установка модуля «Компоненты»).

4-й этап — начало эксплуатации ЕГР ЗАГС (1 октября 2018 г.), правовая регламентация передачи данных от региональных органов ЗАГС в систему2.

5-й этап — совершение юридически значимых действий в системе ЕГР ЗАГС3.

6-й этап — правовая организация взаимодействия между ЕГР ЗАГС и другими органами4;

7-й этап — техническая доработка программной части ЕГР ЗАГС (2020 г.)5.

Для Цитирования:
Сергей Константинович Чернов, Вопросы использования ФГИС «ЕГР ЗАГС» как базы данных — агрегатора сведений о личности субъекта права с учетом развития коронавирусной инфекции. ЗАГС. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: